В это воскресное утро ( © )
В бору сосновом утро настаёт
На бархате стволов темнеет влага,
Туман ползёт холодный из оврага,
И робко птица первая поёт.
Пока что в полудрёме мир лесной.
Так, благостно, так сладко в царстве сонном!
Луч солнышка целует нежно кроны,
И пахнет удивительно сосной.
Давно не спят мишутки - шалуны,
Балуются, как маленькие дети,
Второй лишь год живут на белом свете.
Весь мир познать скорей спешат они.
На сломанную бурею сосну
Они, пыхтя, влезают, как на горку…
Медведица их охраняет зорко
И слушает лесную тишину.
Утро в сосновом лесу
Автор: Владимир Гусев Тульский
Софья Онопченко - Поцелуй без любви (А. Клевицкий, Н. Денисов)
Глава 2. ( Фрагмент )
У Манежа Катерина свернула к Кремлю.
В Кремле на экскурсии она уже была и вычеркнула его из своего списка мест, обязательных для посещения.
При случае она о Кремле, о Царь - пушке и Царь - колоколе уже могла рассказать.
Она прошла вдоль Александровского сада, пересекла Москву - реку и, свернув влево, переулками стала добираться до Третьяковской галереи.
В этот утренний час в Замоскворечье было пусто и жарко.
Во дворах играли дети, женщины развешивали выстиранное бельё.
У цистерны с пивом скопилась очередь мужчин.
Мужчины в сатиновых шароварах и майках, небритые, помятые с субботнего похмелья, курили и стучали костяшками домино.
Совсем как в Красногородске. Казалось, что здесь столичная жизнь ничем не отличалась от провинциальной.
Женщины варили воскресный обед, летом все делали окрошку, только ставили её в холодильники, а не в погреба, как в Красногородске.
После воскресного обеда детей отправляли гулять и давали денег на дневной сеанс в кино, а взрослые заваливались спать.
– А почему взрослые по воскресеньям днём ложатся спать? – как-то спросила Катерина Людмилу, когда они учились в четвёртом классе.
– Да не спят они, – ответила Людмила, которая всегда почему-то знала больше, чем Катерина и Антонина. – Они трахаются!
О сексуальных отношениях между мужчинами и женщинами Катерина кое - что знала, но не в подробностях.
В кино их никогда не показывали. Герои только целовались.
Кое - что узнавали от старших сестёр, от взрослых женщин, когда они выпивали и становились откровенными.
Катерина много узнавала от Людмилы, хотя они были ровесницами и Людмила в школе училась плохо, на одни тройки, не могла решить даже самой простой задачи по арифметике и всегда списывала у Катерины.
В это воскресное утро в Третьяковской галерее посетителей было мало.
Несколько мужчин, явно командированных, в костюмах и при галстуках, несмотря на жару, двигались из зала в зал, и Катерина шла вместе с ними.
На осмотр каждого из залов у них уходило одинаковое количество времени – несколько минут.
Иногда Катерина отставала, иногда отставали командированные, но всё равно в одном из залов они сходились снова.
В зале с иконами почти никто не задержался.
Катерина тоже осмотрела иконы мельком.
Святые на иконах лишь отдалённо напоминали живых людей, и Катерина подумала – то ли иконописцам запрещали рисовать святых похожими на людей, то ли тогда ещё не умели рисовать.
Иконы ей напоминали детские рисунки: вроде бы и похоже, но очень уж неумело. И цвета были без полутонов, в основном золотое, синее и красное.
Залы с картинами восемнадцатого века она прошла, почти не задерживаясь.
Лица на портретах отличались от сегодняшних спокойствием и невозмутимостью.
Им-то о чём было беспокоиться?
И деньги не надо рассчитывать от получки до получки, и откладывать не нужно целый год, чтобы купить пальто.
Катерина задерживалась у картин, которые она знала по репродукциям.
Она долго рассматривала «Утро в сосновом бору» Шишкина.
Красногородск окружали леса, и всегда жители боялись медведя - шатуна. В рассказах медведь всегда был один.
В то, что собралось такое количество медведей в одном месте, Катерине поверить было трудно, но художники, как и писатели, тоже имеют право на вымысел, на преувеличение – так говорила им учительница литературы.
Катерина постояла у картины Пукирева «Неравный брак».
По урокам истории она знала, что помещик мог выдать замуж крепостную девушку за того, кого выбирал сам, потому что в России существовало крепостное право, практически рабство, и было это почти сто лет назад.
Катерина быстро подсчитала, и вышло, что её прадед был рабом.
Она посмотрела на дату на табличке.
В это время крепостное право уже отменили, к тому же невеста, судя по одежде, явно не из крестьянок.
Катерина читала, что девушек раньше выдавали замуж по расчёту насильно, за богатых.
В это она тоже не очень верила, в конце концов, можно было и сопротивляться, устроиться на работу.
Катерина записывала в большую тетрадь афоризмы и красивые выражения, в основном про любовь.
Многие девочки имели такие тетради, выписывали чаще не из книг, которые читали, а переписывали одна у другой.
Тетрадка Катерины начиналась с выражения: «Умри, но не давай поцелуя без любви».
Потом шла запись: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» – Долорес Ибаррури.
Уже в общежитии Людмила перечитала эту цитату и сказала:
– У нас на заводе говорят по-другому, лучше дать стоя, чем на коленях.
Катерина перешла в залы с картинами советского периода.
Люди на картинах мало напоминали живых.
Очень мускулистые мужчины и очень грудастые женщины.
Таких в жизни встретишь одного на тысячу.
А лица чем-то напоминали святых на иконах, такая же строгость и торжественность.
Катерина почувствовала, что устала, ей не хотелось больше смотреть, хотя она прошла ещё только залы с живописью тридцатых годов.
Она решила досмотреть в следующий раз и направилась в буфет: утром она выпила одну кружку молока с булкой и сейчас хотела есть.
В буфете взяла сосиски, хлеб и чай.
из романа Валентина Черных - «Москва слезам не верит»