«Гардемарины-III» - самый нелепый ляп
Сага о красавцах-гардемаринах мне не нравилась с самого начала, но если первая часть была хотя бы очаровательной, с песенками про Ланфрен-Ланфра, то вторая – скучной, а третья – вовсе идиотической. Какое-то бесцельно-рваное повествование, основанное на домыслах авторов о Семилетней войне. Ещё мелькает Венеция, играющая тут самостоятельную роль...
В те годы, когда снимались «Гардемарины-III» (1993) любая заграница рисовалась, как райский уголок, а потому в сценарий оказалась нелепо включена тема венецианского карнавала, палаццо дожей, каналов и прочих достопримечательностей. Забавно – Венеция тут выглядит гораздо менее реальной, чем она же в картонных декорациях мюзикла «Труффальдино из Бергамо» (1976).
Кадр из фильма «Гардемарины-III» (1993). Здесь мы видим и Людмилу Гурченко в роли матери Екатерины и - шпионки прусского короля. Скриншот. Источник - wwwdomkino.tv
В этой антиисторичной мешанине о гардемаринах, сражающихся с прусским королём, глупо выглядит всё или почти всё, но вишенка на торте – это сам Фридрих и его жена Элизабет-Кристина Брауншвейгская. Я лишь вскользь упомяну, что взятые на эти роли немецкие артисты ни разу не похожи на своих персонажей, а Фридрих почему-то опять с усами, хотя никогда не носил их в реальности.
Меня изумило другое – король сделал свою жену резидентом прусской разведки. Она проживает в Венеции, держит «явку», где происходит сходка шпионов. Помимо этого, дамочка крутит роман с неким бароном Брокдорфом – разведчиком, истинным арийцем, беспощадным к врагам Рейха (говоря языком характеристик из приключений Штирлица).
Кадр из фильма «Гардемарины-3» (1993). Скриншот. Источник - wwwdomkino.tv
Неплохо так авторы «Гардемаринов-III» расцветили образ малоинтересной королевы, не оставившей в истории никакого следа. Элизабет-Кристина вышла замуж за Фридриха – тогда ещё принца – безо всякой привязанности. Юный Фриц отвечал ей тем же. Молодые супруги даже не сумели обрести наследников престола.
Историки называют разные причины – от равнодушия Фридриха к женщинам до обычной ненависти к конкретной принцессе, которую ему навязал злобный отец. Второе – больше похоже на реальность. Фридрих не чуждался дамского пола – в юности он обожал графиню Анну Ожельскую, побочную дочь курфюрста Августа Сильного, а потом увлекался итальянской балериной Кампанини.
Портреты Элизабет-Кристины Брауншвейгской. Источник - Википедия.
Элизабет-Кристина слыла хорошенькой и скучноватой немецкой принцессой, не получившей должного образования и никогда не стремившейся к саморазвитию. Круг её интересов был узок – её готовили к замужеству и рождению белокурых сыновей, а не для утончённых ужинов в компании мужа-философа.
Тогда как Фридрих с юных лет переписывался с Вольтером, играл на флейте и писал, пусть и плохие, но всё же стихи – на неродном для себя французском языке. Плюс ко всему он выбился в европейские лидеры и воевал чуть не со всем тогдашним цивилизованным миром! Где уж румяной фройляйн до этакого гения?
Кадр из фильма «Гардемарины-III» (1993). Скриншот. Источник - YouTube. Портрет Элизабет-Кристины Брауншвейгской. Источник - familypedia.wikia.org
Представить себе, что его величество стал бы поручать своей жене явки-пароли ещё сложнее, чем вообразить её любовницей ловкого барона – королева не была замечена в скандалах подобного рода. Её такое не интересовало! Несмотря на то, что Фриц игнорировал свою жену, он никогда не пытался развестись с ней или же урезать её содержание.
Она тихо жила в Шарлоттенбурге и Шёнхаузене, имея свой «двор». Ближе к старости муж и жена всё-таки стали общаться, и между ними завязалось некоторое подобие дружбы. Можно ли назвать её несчастной? Нет. Её не притесняли, она пользовалась привилегиями и средствами. Если учесть, что 9/10 королев были нелюбимы, то брауншвейгской девочке даже повезло…
Zina KorZina (c)