Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Галантный Век


Галантный Век

Сообщений 51 страница 60 из 71

51

«Гардемарины-III» - самый нелепый ляп

Сага о красавцах-гардемаринах мне не нравилась с самого начала, но если первая часть была хотя бы очаровательной, с песенками про Ланфрен-Ланфра, то вторая – скучной, а третья – вовсе идиотической. Какое-то бесцельно-рваное повествование, основанное на домыслах авторов о Семилетней войне. Ещё мелькает Венеция, играющая тут самостоятельную роль...

В те годы, когда снимались «Гардемарины-III» (1993) любая заграница рисовалась, как райский уголок, а потому в сценарий оказалась нелепо включена тема венецианского карнавала, палаццо дожей, каналов и прочих достопримечательностей. Забавно – Венеция тут выглядит гораздо менее реальной, чем она же в картонных декорациях мюзикла «Труффальдино из Бергамо» (1976).

Галантный Век
Кадр из фильма «Гардемарины-III» (1993). Здесь мы видим и Людмилу Гурченко в роли матери Екатерины и - шпионки прусского короля. Скриншот. Источник - wwwdomkino.tv

В этой антиисторичной мешанине о гардемаринах, сражающихся с прусским королём, глупо выглядит всё или почти всё, но вишенка на торте – это сам Фридрих и его жена Элизабет-Кристина Брауншвейгская. Я лишь вскользь упомяну, что взятые на эти роли немецкие артисты ни разу не похожи на своих персонажей, а Фридрих почему-то опять с усами, хотя никогда не носил их в реальности.

Меня изумило другое – король сделал свою жену резидентом прусской разведки. Она проживает в Венеции, держит «явку», где происходит сходка шпионов. Помимо этого, дамочка крутит роман с неким бароном Брокдорфом – разведчиком, истинным арийцем, беспощадным к врагам Рейха (говоря языком характеристик из приключений Штирлица).

Галантный Век
Кадр из фильма «Гардемарины-3» (1993). Скриншот. Источник - wwwdomkino.tv

Неплохо так авторы «Гардемаринов-III» расцветили образ малоинтересной королевы, не оставившей в истории никакого следа. Элизабет-Кристина вышла замуж за Фридриха – тогда ещё принца – безо всякой привязанности. Юный Фриц отвечал ей тем же. Молодые супруги даже не сумели обрести наследников престола.

Историки называют разные причины – от равнодушия Фридриха к женщинам до обычной ненависти к конкретной принцессе, которую ему навязал злобный отец. Второе – больше похоже на реальность. Фридрих не чуждался дамского пола – в юности он обожал графиню Анну Ожельскую, побочную дочь курфюрста Августа Сильного, а потом увлекался итальянской балериной Кампанини.

Галантный Век
Портреты Элизабет-Кристины Брауншвейгской. Источник - Википедия.

Элизабет-Кристина слыла хорошенькой и скучноватой немецкой принцессой, не получившей должного образования и никогда не стремившейся к саморазвитию. Круг её интересов был узок – её готовили к замужеству и рождению белокурых сыновей, а не для утончённых ужинов в компании мужа-философа.

Тогда как Фридрих с юных лет переписывался с Вольтером, играл на флейте и писал, пусть и плохие, но всё же стихи – на неродном для себя французском языке. Плюс ко всему он выбился в европейские лидеры и воевал чуть не со всем тогдашним цивилизованным миром! Где уж румяной фройляйн до этакого гения?

Галантный Век
Кадр из фильма «Гардемарины-III» (1993). Скриншот. Источник - YouTube. Портрет Элизабет-Кристины Брауншвейгской. Источник - familypedia.wikia.org

Представить себе, что его величество стал бы поручать своей жене явки-пароли ещё сложнее, чем вообразить её любовницей ловкого барона – королева не была замечена в скандалах подобного рода. Её такое не интересовало! Несмотря на то, что Фриц игнорировал свою жену, он никогда не пытался развестись с ней или же урезать её содержание.

Она тихо жила в Шарлоттенбурге и Шёнхаузене, имея свой «двор». Ближе к старости муж и жена всё-таки стали общаться, и между ними завязалось некоторое подобие дружбы. Можно ли назвать её несчастной? Нет. Её не притесняли, она пользовалась привилегиями и средствами. Если учесть, что 9/10 королев были нелюбимы, то брауншвейгской девочке даже повезло…

Zina KorZina (c)

0

52

«Труффальдино из Бергамо» - кое-что о Беатриче

В двухсерийном телефильме «Труффальдино из Бергамо» (1976), снятом по пьесе Кардо Гольдони «Слуга двух господ» мы видим, как одна из героинь – Беатриче Распони, переодевшись в мужское платье, выдаёт себя за погибшего брата Федерико. Она приходит в дом бывшей невесты Федерико. предъявляет всем деловую переписку покойного брата и начинает играть роль обиженного кавалера.

Галантный Век
Кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Она (он?) громко требует возобновить брачный союз и дерётся с новым женихом Клариче – Сильвио, сыном юриста (его отец – доктор Ломбарди не врач, а доктор права, ибо в итальянской комедии (commedia dell' arte) маска Доктора означала именно правоведа, часто неумного и напыщенного, отсюда – его беспрестанная юридическая латынь). Но вернёмся к нашей Беатриче.

Её никто не подозревает – конечно, поначалу бизнесмен Панталоне, отец Клариче, недоверчиво требует доказательств, но он имеет в виду свидетельства и документы, ибо все знали, что Федерико погиб. Никому не приходило в голову: «А не девица ли это?» В пьесах XVI - XVIII веков этот мотив встречается, если не часто, то время от времени.

Галантный Век
Кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо» (1976). Скриншот. Источник - канал «Россия-1».

Дело в том, что в эти века наряды мужчин и женщин из высшего сословия были максимально похожи – дорогие ткани с шитьём, кружево, драгоценности, банты и ленты. Мода менялась, однако, тренд сохранялся – и дамы, и кавалеры предпочитали шёлк, бархат, атлас; пользовались батистовыми платочками с вышитыми инициалами, подкрашивались, а в XVIII столетии – носили парики или шиньоны.

Отсюда – невозможность точно определить – кто перед нами. Но не все женщины решались на то, чтобы надеть камзол и бежать за приключениями. Типичный пример этой моды на «переодевание» - интерес Елизаветы Петровны к мундирам и кафтанам. Она устраивала балы -‘ m étamorphose’ , где женщины должны были танцевать в мужских одеждах, а мужчины – в дамских фижмах.

Галантный Век

Кто тут кавалер, а кто дама? Слева - некто William Gore, написанный художником Christian Friedrich Zincke, справа - императрица Елизавета Петровна кисти Луи Каравакка. Источники - https://lifeasahuman.com/ и https://www.pinterest.ru/

Молодая Екатерина, присутствовавшая на этих «позорищах», описывала в своих мемуарах курьёзные ситуации, происходившие на балах-«метаморфозах». Офицеры спотыкались и падали, наступив на чужие юбки, а фрейлины стеснялись собственных ног, выставленных на всеобщее обозрение. Сама Екатерина, кстати, неплохо смотрелась в офицерском облачении.

Среди европейских портретов галантного века иной раз попадаются интересные образцы. Допустим, есть изображение графини Ожельской, побочной дочери саксонского курфюрста / польского короля - Августа Сильного. Это была авантюристка, распутница и весёлая дама - этакий образчик для приключенческого романа.

Галантный Век
Портреты Анны-Каролины Ожельской кисти Louis de Silvestre в мужском и женском платье. Источник - Википедия (медиафайлы на Викискладе).

Анна-Каролина Ожельская великолепно танцевала - почти профессионально, обладала эстетическим вкусом и знала несколько иностранных языков. В общем, слыла начитанной умницей и заводила любовь с каждым, кто сумел понравиться. Была почти насильно выдана замуж за одного из немецких правителей, но сумела развестись и укатила в Венецию.

Я затем рассказываю историю малоизвестной, зато примечательной героини, чтобы показать, какие дамы устраивали переодевания. Они назывались libertine . В 1986 году во Франции был снят кинематографический клип Милен Фармер, который так и назывался – ‘ Libertine’ (у него есть продолжение – ‘ Pourvu Qu'Elles Soient Douces’).

Галантный Век
Милен Фармер в клипе  ‘ Libertine’ (1986). Источник - https://www.pinterest.ru/

Термин «либертинка» не равен понятию «распутница», это изысканная, свободная от предрассудков, образованная, часто владеющая оружием (!) дамочка, живущая по своим правилам. Либертинки часто держали салон, куда ходили философы, писатели, адвокаты и политики. Однако либертинку не звали ко двору, хотя, короли интересовались их жизнью - это же так нетривиально!

Таким образом, Беатриче Распони со всей вероятностью относится к этому славному типу. Она смелая, довольно наглая (прийти в дом Клариче и начать жёсткую игру, из-за которой могла расстроиться свадьба девушки), сражается на шпагах и – пускается на поиски возлюбленного. Советский зритель 1970-х воспринимал это много иначе, нежели современник Карло Гольдони.

Zina KorZina (c)

0

53

Как выглядели платья, которые шил Герцог?

В замечательной фантазии Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» (1979) мы видим не реальный Ганновер XVIII столетия, а некие шикарные декорации. Театрализованное представление о Галантном веке – фижмы, парики, цветы в дамских причёсках, нежные кружевные манжеты у кавалеров и прочие треуголки с плюмажами и без.

Ещё там был комичный Герцог, которому не особо нравилось управлять государством, а хотелось …шить. Да, швейную машинку, на которой умело строчит герой Леонида Броневого, придумали много позже, хотя первый патент был выдан в 1775 году немцу Карлу (Чарльзу) Визенталю, работавшему в Англии, но это явно не такой агрегат.

Галантный Век
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Скриншот. Источник - YouTube и парадное платье конца 1770-х гг. Источник - https://www.pinterest.ru/

Интересно, если бы такой персонаж был в реальности, то какие платья он создавал бы в 1779 году? Напомню, что в сценарии значится вполне конкретный год, чтобы показать: ровно 200 лет назад было всё то же самое в области нравов. Костюмы в фильме очень красивые, но условно-театральные – такой приблизительно узнаваемый XVIII век.

К слову, Герцог – не просто шьёт для себя и своих родственников, он знаток стилевых тенденций, местный трендсеттер, как теперь говорят, поэтому его фраза насчёт того, что он не позволит всяким там испанцам диктовать моду – шикарна драматургически, но лишена смысла. Почему?

Галантный Век
Моды диктовала Франция (см. картину слева), поэтому фраза насчёт испанцев лишена смысла. У испанцев сформировался свой локальный стиль. На картине Ф. Гойи - типичная испанка того периода. Источники - Википедия и https://www.pinterest.ru/

Испанцы последний раз диктовали моду в середине XVI столетия, а к 1779 году Испания считалась «провинциальной» державой, где формировались особые вариации на тему версальских безумств – всё те же фижмы, розы и кружева, но – обязательная мантилья у женщин, а на плечах – яркая или чёрная шаль.

Это можно увидеть на полотнах и рисунках Франсиско Гойи. К тому же, испанки не пудрили волосы и довольно часто носили распущенные чёрные локоны, что считалось «экзотикой» в Париже и Лондоне – центрах тогдашней fashion. В общем, не испанцы - арбитры моды.

Галантный Век
Картинки из модной прессы 1779 года. Источник -  https://www.pinterest.ru/

Остальные рассуждения насчёт «плиссированных юбок» и «линии талии под грудью» – тоже забавны, хотя, уже довольно скоро талию изящно «упразднят» и надолго перестанут её подчёркивать – тогда начнётся подражание античности и основная линия женского костюма действительно окажется под грудью.

Но вернёмся в 1779 год – время, когда вся Европа с восторгом и ненавистью наблюдала за нарядами французской королевы Марии-Антуанетты, которая возвеличила свою модистку Розу Бертен, льстиво называемую «министром моды». Когда Роза являла новые банты-ленты королеве, к ней не смел войти даже король.

Галантный Век
Мужской кафтан-habit à la française 1770-х годов, камзол-жилет и штаны-кюлоты.

Да, что носили? У мужчин – резко зауженные кафтаны (по-научному они - habit à la française или justaucorps, но я буду по-русски, как в «Недоросле» Фонвизина, где Тришка сшил узкий кафтан для Митрофанушки). Так вот узкого покроя нет в фильме – там все предпочитают фасоны …приблизительно 1740-х годов.

Да, камзол - это одежда, которую носили под habit-кафтан и потом она укоротится, превратись в жилет (в 1779 году - уже почти знакомый нам жилет). В художественной литературе камзолом ошибочно именуют верхнее мужское платье. Равно как штаны-кюлоты называют панталонами, хотя панталоны - длинные и вошли в моду позже.

Галантный Век
Мужские кафтаны-habit à la française 1770-х годов. Справа - семья короля Людовика XVI. Источники - https://www.pinterest.ru/ и Википедия.

Да, кафтаны-habit в 1779 году строго однооборотные. Герцог, помнится, устроил мини-скандал насчёт обязательности двубортных мундиров). А почему столь узко и тесно – так, что полы кафтанов расходились, полностью открывая камзол-жилет и стройные ноги, обтянутые штанами-кюлотами?

Началось с того, что контролёр финансов Людовика XV (свёкра Антуанетты) – маркиз Этьен де Силуэтт начал политику уменьшения государственных расходов. Версальско-парижская молодёжь ответила на это правительственное решение экономией материала – мол, экономить – это круто!

Галантный Век
В дамской моде появился фасон «а-ля полонез». Экспонаты Музея Костюма в Киото. Источник - https://www.pinterest.ru/

В дамском повседневно-прогулочном гардеробе появился фасон «а-ля полонез» (по-польски). Это было распашное, довольно короткое, открывающее часть ног, платье с драпировками, подобранными в виде полукружий. Этот покрой требовал лёгких, удачно драпирующихся без заломов, тканей. Допустим, тонкого шёлка.

Наиболее изысканны были «полонезы», сшитые из полосатых, как правило, восточных (чаще всего - турецких) материй – полоски создавали изумительные оптические эффекты. Для церемоний и балов использовалось привычное длинное платье с широкими фижмами - grand panier - в буквальном переводе «большая корзина».

Галантный Век
Платья с grand panier для церемоний и приёмов. Источник - https://www.pinterest.ru/

Почему-то считается, что на протяжении всего XVIII столетия были популярны высоченные причёски. По факту, они сделались модны лишь в 1770-х (после 60-летнего перерыва), а к концу десятилетия это были уже колоссальные сооружения на каркасах, с шиньонами и фальшивыми локонами, цветами, перьями, лентами.

Если Мария-Антуанетта имела возможность каждый день быть заново причёсанной, то модницы записывались к куафёру (парикмахеру) за 2-3 недели до бала и спали, подложив под шею специальную подушечку. Более того, в этих башнях заводились насекомые. Самой узнаваемой причёской того времени до сих пор считается куафюра-фрегат.

Галантный Век
Знаменитая причёска с фрегатом ‘a-la Belle Poule’. Источник иллюстраций - https://www.pinterest.ru/

Таким образом, Герцогу - любителю ваять модные платья и диктовать волю разным там испанцам - пришлось бы довольно туго. Создание одного костюма занимало от двух недель до месяца (всё - в ручную). Бывали задействованы целые бригады - от вычерчивания индивидуальных лекал до отделки в виде золотого и серебряного шитья.

В каждом городе, помимо скромных портняжек, работало несколько высокооплачиваемых мастеров (их можно сравнить с нынешними кутюрье), которые могли жить лучше, чем их заказчики-аристократы. Но таких умельцев было мало. Безусловно, образ государя, который немножко шьёт, великолепная и весёлая находка для буффонады - а все вещи Марка Захарова в известной степени буффонада!

Zina KorZina (c)

0

54

LA VENERE DEI PIRATI

ХVI век начало галантного века. Небольшое герцогство - Доруцца, находится между Венециаской республикой и Османской империей, как между двух огней. Тиранствующий правитель, герцог Жулиан, хочет заручиться поддержкой Венеции, выдав замуж, за племянника правителя Венецианской Республики (Дожа) графа Чезаре де Санта-Кроче, свою, не менее вероломную, дочь - Изабеллу.
Галантный Век

Торговец Мирко и его дочь Сандра арестованы за то, что не отдали треть груза по приказу герцога. Граф Чезаре де Санта-Кроче заступается за них и их освобождают, но вскоре, по указанию заревновавшей дочери герцога, Сандру вновь арестовывают и продают в рабство на Ближний Восток.
Галантный Век
Мирко захватывает рабовладельческое судно и освобождает свою дочь. Теперь она - Королева Пиратов Адриатики...

Галантный Век

На протяжении всей этой увлекательной истории идёт ожесточённый  поединок  двух  красавиц, белокурой Изабеллы с ликом ангела и черноволосой, немного разбитной Сандрой, отважной и великодушной.
Галантный Век
Страдания народа, обман, предательство, интриги и любовь всё это лишь фон для противостояния двух очаровательных красавиц.
Галантный Век

0

55

Чего не хватило в экранизации «Пиковой дамы»?

Экранизация «Пиковой дамы» (1982), осуществлённая Игорем Масленниковым (который «Шерлок Холмс» и «Зимняя вишня»!) – одна из тех работ, которые можно пересматривать вечно – это изумительное внимание к деталям и нюансам. Но чего-то хватает. Бывает, что фильм лучше первоисточника. Случается, что книга – шедевр, а экранизированная история - пакость.

Галантный Век
Кадр из фильма «Пиковой дамы» (1982). Скриншот.

Есть шикарные кинокартины, имеющие с текстом очень мало общего. «Пиковая дама» — это полное совпадение «буквы» и кадра. Пушкинские сюжеты просты и – глубоки одновременно. В нескольких предложениях – полжизни. Здесь тоже - полтора часа экранного времени и так много сказано. Так чего же нет, если всё так круто? Идём дальше.

В прекрасной киноленте Масленникова мне явно не хватило версальских приключений графини, которые составляют ядро повествования. Для современников Пушкина XVIII век был запредельной стариной, и «мастодонты», родившиеся в 1740-х годах, а блиставшие при Екатерине, вызывали у молодёжи смешанные чувства...

Галантный Век
Наталья Петровна Голицына (1744 - 1838) в зрелые годы и в пожилом возрасте. Один из прототипов Пиковой Дамы. Источник - Википедия.

Какие? Почтение, иронию, раздражение, и – зависть. Почему зависть – объясню позже. Это был феномен 1820-1830-х годов – «екатерининские» старики, по какой-то неведомой причине дотянувшие до глубочайшей старости. Это и сейчас приличный возраст, а тогда человек после 50 считался пожилым и - доживающим. А тут - доживали люди, помнившие Семилетнюю войну.

Почему именно в России эта generation так долго не покидала мир – неясно, однако, Пиковая Дама имеет сразу несколько прототипов, а подобные графини встречаются во многих тогдашних произведениях, как и престарелые кавалеры, носившие свои пудреные парики и штаны-кюлоты. Табакерки, статуэтки, томики Руссо... Ностальгия по тому прекрасному веку...

Галантный Век
Кадр из фильма «Пиковой дамы» (1982). Скриншот.

В экранизации Игоря Масленникова роль бабушки-графини играет Елена Гоголева – одна из гранд-дам Малого Театра, тогда как реплики автора подаёт аристократичная Алла Демидова – обе из них играли герцогиню Мальборо в «Стакане воды». На сегодняшний момент Демидова тоже - долгожитель, как и Гоголева.

В этом фильме отлично показана питерская полумгла, эти холодные анфилады, уходящие в бесконечность. Даже бальный зал – мертвенно-ледяной. Интрига немца Германна (это фамилия, кстати, и там «нн» в конце), печаль воспитанницы Лизы, все эти мельтешения и карточные страдания – всего лишь фон, а главное – величайшая депрессивность.

Галантный Век
Кадры из фильма «Пиковой дамы» (1982). Скриншоты.

Неслучайно графиня Анна Федотовна с презрением и тоской говорит о некоей молодой Елецкой. Так ли она хороша, как её бабка? Нет! «Такова ли была ее бабушка, княгиня Дарья Петровна?» XVIII столетие казалось яркой легендой, в которую было трудно поверить – настолько всё представлялось легкомысленным, дивным, фантастичным. Гоголева даже не играет – она живёт в этом состоянии.

Так почему молодые 1830-х невольно завидовали своим дедушкам? Те бронтозавры в кружевах азартно жили и были красивы, как боги. Неслучайно Талейран произнёс фразу: «Кто не жил до 1789 года, вообще не жил». В России эта блестящая дольче-вита продлилась ещё несколько лет – до смерти Екатерины II. Век-девятнадцатый – «железный», как потом назовёт его Александр Блок, а восемнадцатый – галантный.

Галантный Век
Кадр из фильма «Пиковой дамы» (1982). Скриншот.

Эта рассудочная поросль, родившаяся в середине 1800-х, с одной стороны, осуждала «эпоху красных каблуков», а с другой – мучилась от леденящей скучищи. Масленников гениально передал это состояние. Но! Если бы он создал этот цветовой и – смысловой контраст 1830-х и 1770-х - это был бы вообще шедевр, сравнимый в кубриковским «Барри Линдоном» (1975).

Но у советского мастера не стояло такой задачи – он следовал букве и настроению самого Пушкина, при этом не собирался погружать себя и зрителя в екатерининский век. А жаль! Какая была бы феерия кружев, пудр и красок – и молодая Анна Федотовна при дворе Антуанетты. Королевы, которой так давно отрубили голову, что это виделось позапрошлой жизнью. Да и было ли это?

Галантный Век
Кадр из фильма «Пиковой дамы» (1982). Скриншот.

Zina Korzina (c)

0

56

Сколько элегантности в разговоре. А от Де Артаньяна даже какой то дух нежности исходит. Галантный век. Франция.


Галантный Век

0

57

Любовь овеяла сады и парки
Соединив наши сердца

Галантный Век

0

58

Галантный век, летят кареты
И хлестко щелкают бичи.
Заряженные пистолеты,
Огни трактирные в ночи.

Из театра поздние прогулки
И фонарей неровный свет,
И стычка в тёмном переулке,
И в трости спрятанный стилет.

Напыщенность любезной маски,
А в хрустале горит вино.
Обворожительные глазки
Маркизы юной в домино.

И тело гибкое в постели
Раскинулось, дрожа в в огне.
И холод утренней дуэли,
И кровь на каменной стене.

Какая изощренность вкуса,
Какая тонкость бурных чувств.
Остроты сыплются, как бусы
На этом празднике искусств.

                                                                        Маргарита Корзиникова (отрывок)                              

Галантный Век

0

59


Какая изощренность вкуса,
Какая тонкость бурных чувств.
Остроты сыплются, как бусы
На этом празднике искусств.

Гибкая сила

0

60

Арбитр помыслов и судеб

— Но что я скажу дорогому отцу, Если спросит меня: где Джон? —
Скажи отцу: за бочонком вина В Лондон уехал он. —
А что же я матери нашей скажу, Если спросит меня: где Джон? —
Скажи: купить тебе новый наряд В Лондон уехал он. —
А что я отвечу нашей сестре, Если спросит меня: где Джон? —
Скажи: за её обручальным кольцом В Лондон уехал он. —
А что мне ответить милой твоей, Если спросит меня: где Джон? —
Скажи ей: твой Джон на погосте лежит И домой не вернётся он.

                                                                                 Роберт Бёрнс. - "Два брата". Избранное.

Символ, как одежда 7

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Галантный Век