Архетип
Мы передаем смысл словами. Но мышление происходит не только с их помощью (как никак, язык по-прежнему остается лишь второй сигнальной системой), но и с помощью образов. Как здесь не вспомнить грустную историю «обрезания» русской азбуки? В уже забытой азбуке было 49 буквиц, и за каждой из них стояло 7 образов. Сознание не привязывалось к словам, а оперировало образом — причем множеством! Ведь за словами следует скрытый смысл, который разворачивается в нечто большее, чем очевидное и непосредственное значение. К примеру, русская буквица «О» (Онъ — «о» долгое») одним из образов имеет: Бог. А символ колеса (часто изображаемого в виде буквы О) в мифологии и образ Бога, и символ земного правителя, божьего представителя на земле. Р.Генон указывает на связь символа колеса с розой на западе и лотосом на востоке.
Современная привязка мышления только к слову часто не имеет под собой субстрата в подсознании и коллективной памяти. И, следовательно, психическая жизнь оказывается не просто обедненной, а оторванной "от корней". Разберем вышеизложенную мысль на примере восприятия современного слова "бог".
Современные языки сформировались совсем недавно — буквально в начале ХХ века. Первый словарь понятного нам русского языка был составлен военным врачом Владимиром Ивановичем Далем, сыном датчанина и немки, во второй половине XIX века. Как пишут, Даль работал над ним 53 года (из 71 года жизни), и словари ХХ века отталкиваются от этого академического труда. Возможно, по этой причине, но когда возникает желание проследить появление в языке какого-либо слова, возникают затруднения.
Слово «бог» трактуется Далем следующим образом:
БОГ - муж. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной.
Самый распространенный словарь современного русского языка, Толковый словарь Ожегова, дает такое определение слову «Бог»:
1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или одно из таких существ.
2. (Б прописное). В христианстве: триединое божество, творец и всеобщее мировое начало Бог Отец,
Бог Сын и Бог Дух Святой.
3. Предмет поклонения, обожания (перен.)
Большинство современных лингвистов называют происхождение слова "бог" от санскритского корня "бхаг". Этот корень указывает на богатство, удачу, прочие позитивные моменты физического существования.
Но надо заметить, что у греков Бог - Тэос (Θεος (однокоренное слово θεορια). Если порыться в других языках, то выснится, что Тэос, как у греков, "Бог" и по-адыгейски, по-кабардински и по-черкесски. В самом греческом однокоренные слова с "Тэос" отсутствуют. Некоторые называют лишь слово "туман".
У римлян Бог - Деус. Тут, похоже, лингвисты единодушны: слово "Деус" происходит от другого санскритского слова "дэв". Дэвами называются существа невсемогущие и, скорее, зловредные. Иногда человек может заставить их себе служить.
В санскрите единый Бог носит совершенно другое имя: "Брахман".
На форуме лингвистов утверждают, что изначально индоевропейцы для обозначения верховного божества использовали слово "dyeu". От него и производные в разных языках: deus, Юпитер, Зевс, Tuesday, в том числе и в санскрите. В русском отсюда же "Див", "дивный", "дивий".
Первоначальное значение этого корня родственно слову "свет" (отсюда наше слово "день"). Кое-кто упоминает, что можно трактовать Деус как "сияющее божество неба". Получается, что легенда о Прометее обретает корни.
Но как так, что в "сердце" христианства, в иранских и славянских языках для обозначения верховного божества используются разные слова? Или это разные боги? Более того, "исконное слово" на востоке используется для обозначения темных сил. Все эти индо-азиатские дивы так и называются. Славянский Див, гадости делающий, у нас тоже есть. Слово "pater" как "отец", которое соединяется с "dyeu" (Zeu pater — Ю-питер) в славянских языках не имеется (или не прижилось).
Произношение звука "г" в слове "бог" ставит под сомнение истоки опять же: это может быть и украинизм, и заимствование у иранцев.
На языках германского происхождения слово "Бог" — английское God, немецкое Gott — образуется от глагола "падать ниц".
И в языках "соседей" русских корень "бог" означал совсем не верховное божество:
- болгарское "багаин, богинъ" – военное звание, староболгарское "баг/багаин" – воин,
- осетинское "boga" – сила, "богал, богалэг" – сильный человек, борец,
- хинди-урду "bachаnа" – защитник, bogono – война, bagata – меч,
- кельтское, староирландское "bаgaid" – дуэль, воин, baga – борьба,
- бретонское "bagad" – войсковой отряд,
- монгольское "bоh" – борец.
От "theo", вероятно, произошли deus, theos, jus-Jupiter, Дый (еще в 19 веке на Руси в числе имен бога употреблялось Сый), djaus. А в поисках однокоренных слов к "бог" находится древнеиндийское bhajati — что означает одновременно и "оделять", и "делить", а так же, вероятно, древнегреческое fagein — "разрывать на части".
Налицо диссоциация сознания. Невозможность связи слова с образом, обращающимся к подсознанию или коллективной памяти, выхолащивает его смысл. За словами больше ничего не стоит...
Символ же — это не просто слово или изображение, несущие определенный смысл в повседневности, но и обладающие неким добавочным значением, метафизическим образом. И иногда эти добавочные значения настолько огромны, что уводят сознание за пределы обычного человеческого понимания реальности — к примеру, крест как символ. Здесь подключается нечто божественное, бессознательное, для объяснения которого невозможно подобрать слова. Агностицизм — мировоззрение, утверждающее, что окружающий мир нельзя познать объективно, остается столь же широко распространенным и в наши дни, как и в древности. Существует так много вещей за пределами человеческого понимания, что люди вынуждены прибегать к символам для их описания. Но, с другой стороны, наше сознание само способно порождать эти символы, особенно часто в сновидениях.
Мы не только воспринимаем окружающий мир с помощью органов чувств, но возможны и бессознательные аспекты восприятия реальности. Нам просто плохо, а вызвано это плохое самочувствие вспышкой на солнце или изменением фазы луны... Органы чувств далеко не всегда информируют наш разум — чаще информация идет прямо в подсознание. Сознание не охватывает весь окружающий мир человека и не связано с функционированием мозга. Всего лишь (по данным разных исследователей) от 4 до 8 % информации из окружающего мира воспринимается органами чувств, и лишь 2% доходит до нашего сознания.
К примеру, зрительный анализатор улавливает электромагнитную волну от 395 ТГц или 760 нм до 789 ТГц или 380 нм — этот интервал частот и длин видимой части спектра, и звук всего лишь от 16 до 20 000 Гц. Удивительное существо человек воспринимает менее 1% электромагнитного спектра (то есть мы видим 1% от того, чем является на самом деле мир) и слышим не более 1% акустического спектра.
Наше тело тоже не принадлежит нам, а является в своем роде макрокосмосом: 90% клеток человеческого организма существуют в симбиозе с микроорганизмами, которые не являются "родными" для тела, у этих микроорганизмов свой генотип, задачи, функции.
Наш мир — всего лишь крошечное субъективное отражение объективного мира, о котором мы не имеем никакого представления, так как наши органы чувств для его восприятия и отражения не предназначены. При этом поток информации в 10 000 000 раз больше, чем тот, который может переработать наше сознание. Сознание взрослого человека воспринимает в течение секунды только 16 бит (один бит — это единица измерения содержания информации одного сообщения), в то время как через рецепторы чувств, то есть глаза, уши, нос и кожу воспринимается каждую секунду 109 (один миллиард) бит и за то же время Ю7 бит выделяется через речь, мимику и общую моторику тела.
Таким образом, наше тело работает как самостоятельный транслятор-радиоприемник, в то время как мозг, а точнее — разум, сознание — вообще не в курсе, что происходит.
При этом мы видим то, что уже случилось, наш мозг фиксирует прошлое. То, что происходит в материальном мире в данное мгновение, нам предстоит "увидеть" в будущем (посыл зрительного сигнала происходит с опозданием на доли секунды — наш мир действительно более "медленный", чем мир мухи, например). А иногда мы не увидим происходящего вообще, потому как осознаем лишь информацию, которая проходит "цензуру" мозга — до нашего сознания поступает только то, что мы знаем, как существующее (т.е. что названо в речи), и что не противоречит принятым в прошлом эмоционально-психологическим установкам. Объясним это на примере: если мы знаем, что этот человек "плохой", то до нашего сознания доходит лишь та информация, в которой этот индивидуум и является таковым, а если он сделает что-то хорошее — наши "внутренние фильтры" не допустят это до нашего сознания.
Из огромного количества протекающей информации через поле чувствительности индивидуума, фильтруется и поступает в сознание лишь то, что не противоречит полученному опыту. Остальная масса информации остается в огромной непостижимой массе бессознательного.
Как общее правило, бессознательный аспект любого явления может явиться нам в снах, из этого самого подсознания или коллективного бессознательного. Причем в снах он возникает в виде символического образа. Этот символ может носить индивидуальный характер, трактовка которого будет обусловлена физическим или психологическим опытом личности, или общечеловеческий, и тогда он является АРХЕТИПОМ.
Лара Делаж