ОШО. МЫСЛИ — КАК ПТИЦЫ
Есть только одна реальность, относительно которой вы можете быть абсолютно уверены, и эта реальность — внутри. Вы можете быть уверены только в себе — больше ни в чем. Даже во сне вы есть; вы можете стать бабочкой, облаком, Вселенной, но вы есть.
Даже для того, чтобы существовал сон, необходимо, как минимум, ваше существование. Всё может быть сном, но не вы, ибо без вас даже сон не может существовать. Самосознание необходимо даже для сна.
Вы можете доказать, что всё есть сон, но вы не можете доказать, что видящий сон является сном, ибо сновидец должен быть реальным, иначе сон не может существовать. Только одно абсолютно определенно, и это — ваша реальность внутри.
Обращение означает движение от неопределенного мира, мира внешних проявлений, к миру реальности.
Однажды вы познаете, что вы есть, и тогда, благодаря этому, изменится видение внешнего мира. Он раскроется, как Бог, как реальность. Что действительно реально? Это не формы. Формы меняются, но то, что движется через формы — неизменно.
Вы были маленькой клеткой в утробе матери; затем маленьким ребенком, далее молодым человеком со многими планами, а затем разочарованным, никому ненужным стариком. Но если вы смотрите внутрь — всё осталось тем же самым.
Сознание никогда не меняется. Если вы посмотрите внутрь, вы будете удивлены: вы не сможете ощутить, насколько вы стары, ибо, для сознания нет возраста. Возраст относится к телу, к оболочке. Ваша реальность вне возраста: она никогда не рождалась и не умрет.
Если вы в центре этого вечного, неизменного, неподвижного абсолюта, то ваше качество не меняется. Тогда вы стали зеркалом, и в этом зеркале отражается реальность. Если вы гоняетесь за внешними проявлениями, вы упускаете источник; вы гоняетесь за благосостоянием, престижем, властью, и всё это время вы упускаете себя, вы живете во сне.
Упуская источник, вы упускаете себя. Вы можете многого достичь во внешнем мире, но, в итоге, обнаружите, что не достигли ничего. Богатый, умирая, чувствует себя нищим. Царь, умирая, глубоко внутри ощущает себя беспомощным. Только то, что идет за пределы смерти, есть сила, а всё остальное — бессилие.
Реальное не может умереть, нереальное умирает тысячью смертями.
Мысли — тени птиц
Мысли, как птицы — они движутся сами по себе. Иногда случается, что мысли влетают в ваши небеса от людей, окружающих вас; иногда ваши мысли входят в их небеса. Когда вы рядом с человеком, у которого слишком много мыслей, он наполняет вас своими мыслями. Он будет опорожнять в вас свой ум, даже если будет молчать.
Мысли как радиоволны излучаются из его головы, и вы улавливаете их. И иногда, вы даже осознаете, что это не ваша мысль, но когда она приходит, вы наполняетесь ею, вы отождествляетесь даже с этим. Кто-то другой был зол, но вы уловили его мысли, и гнев стал подниматься в вас.
В поле одного человека вы внезапно ощущаете печаль, с кем-то другим вы чувствуете прилив энергии и счастья. Всё заразительно, и ум это самая заразная болезнь в мире.
Мысли — не ваши собственные, они — не вы. Когда вы умираете, ваши мысли рассеиваются вокруг. Вы можете проверить. Посидите рядом с умирающим и понаблюдайте, что происходит с вашим умом. И вы будете удивлены: неожиданно в вас завертелись мысли, которых никогда не было, которые неизвестны вам.
Человек умирает, и он разбрасывает свои мысли повсюду вокруг, как умирающее дерево разбрасывает свои семена. Оно должно разбросать семена, чтобы взошли другие деревья.
Никогда не подходите близко к умирающему человеку, если вы не сознательны, ибо тогда смерть повлияет на вас. И больше того, никогда не будьте рядом с человеком, где вы чувствуете уныние, печаль, неудачу, если вы не сознательны.
Будьте бдительны. Затем, посмотрите, как мысли входят в ваш ум, как вы отождествляетесь и становитесь едины с ними. А они движутся так быстро, их скорость так велика — нет ничего более быстрого, чем мысль.
Из-за большой скорости вы не можете увидеть две мысли раздельно. Но если вы замедляете все процессы в теле — дыхание, пульс, вы расслабляетесь, и мысли тоже замедляются.
Вот почему в глубоком сне мысли останавливаются. Человек так замедлен, а мысль так быстра — они не могут соединиться — мысленный поток прерывается. И в промежутке между двумя мыслями — проявляется сознание, так становится видимым голубое небо в просвете между двумя облаками.
Замедлите мыслительные процессы и обратите больше внимания на интервалы, чем на облака. И вы переживете то, что вы не облака, а — небо. Вы можете наблюдать за облаками как небо, можете смотреть на них с земли, а можете считать себя облаками. В глубокой медитации наблюдаемый становится наблюдающим.
Гнев отравляет тело
Никто и ничто не может оскорбить вас, если вы этого не хотите. Кто-то может сделать всё возможное, чтобы оскорбить вас, но если вы не принимаете оскорбления, если вы не возмущены, он проигрывает.
Качество меняется с отношением. Если кто-то оскорбляет вас, это выглядит, как оскорбление, потому что вы оскорбляетесь. Если вы не оскорбляетесь, это не будет выглядеть как оскорбление.
Кто-то гневается — вы воспринимаете это как гнев, потому что вы возмущены. Если вы не возмущены, вы не можете почувствовать это, как гнев. Качество меняется, ибо меняется ваша интерпретация, вы становитесь другим.
Кто-то ненавидит вас — назовете ли вы это ненавистью? Как вы можете назвать это ненавистью? Старое определение уже не применимо, ибо старого ума нет.
Вы можете даже ощутить сострадание, жалость, к испытывающему гнев или ненависть. Вы можете даже помочь этому человеку выйти из этого состояния, ибо, если кто-то гневается, он отравляет свое тело, отравляет свое собственное существование — он болен.
Вы можете помочь ему выйти из этого состояния. Если у кого-то рак, вы ведь не начинаете с ним бороться? Вы помогаете, вы ухаживаете за ним, вы ведете его в больницу.
Когда просветленный видит, что кто-то гневается, у него возникает сострадание, и он желает помочь избавиться от этой болезни ума. И если мир станет более просветленным, тогда, кто бы ни разгневался, вся семья и друзья постараются помочь этому человеку. Это глупо бороться с ним и злиться на него.
К физическим болезням мы имеем сострадание, а к умственным нет, ибо, если кто-то физически болен, мы не принимаем это, как оскорбление для себя. Но когда кто-то умственно болен, мы думаем что он болен умственно из-за нас. Такое отношение существует потому, что вы тоже больны.
Если вы невозмущаемы, всё меняется, ибо, меняется ваша позиция — вы отличаетесь, весь мир отличается: он перестает существовать прежним способом.
Безразличие — медленная смерть
Реальность никогда не бывает безразличной. Творчество всегда в поиске, потому что творчество — это любовь. Творчество — это выражение любви и заботы. Творчество не может быть безразличным. Если вы безразличны, то постепенно вся ваша способность творить исчезнет. Творчеству необходимы жизнь, энергия.
Творчество требует от вас, чтобы вы превратились в поток — бурный, страстный поток. Если вы с безразличием смотрите на мир, то мир не будет прекрасным. Через безразличие всё становится унылым, обычным, пресным, бесцветным.
И тогда человек просто живет холодной жизнью, погруженным в свои мелкие проблемы, в свою скуку.
На востоке многие люди думают, что быть безразличным и есть религиозность. Они уходят от жизни, становятся беглецами, ничего не создают. Они просто ведут растительный образ жизни, и думают, что чего-то достигли. Но ничего они не достигли. Ибо достижения бывают только позитивными, только творческими.
Сам Бог — это творчество; как вы можете достичь Бога, если вы безразличны? Бог вовсе не безразличен. Он заботится о каждом полевом цветке. Он заботится обо всём. Он проявляет столько же заботы, раскрашивая крылья бабочки, сколько и к созданию Вселенной.
Целое полно любви. И если вы хотите слиться с Целым, вы должны любить. Безразличие — это медленное самоубийство. Полюбите глубоко! Настолько глубоко, чтобы вы совершенно исчезли в этой любви, чтобы вы стали сконденсированной творческой энергией. Только так вы встретите Бога.
Ибо, творчество — и есть молитва, медитация и жизнь. Поэтому, не пугайтесь жизни и не закрывайтесь в безразличии. Безразличие лишит вас чувствительности, ваши чувства станут невосприимчивыми, ваш разум станет тупым. Вы будете жить в панцире, боясь света и солнца, боясь ветров, туч и моря — боясь всего.
Двигайтесь! Летите! Всё, что делаете, делайте с такой любовью, чтобы сам ваш поступок стал творческим и божественным. Не обязательно становиться художником или поэтом. Приготовление пищи может быть творчеством.
Делайте всё с такой любовью, с таким доверием, с такой вовлечённостью, чтобы ваша работа не была просто внешним занятием, а священнодействием любви. И каждый творческий акт становится для творца возрождением, а каждый акт безразличия становится медленной смертью.
по материалам из книги: Ошо – “Зеркало просветления”.