Вот моя деревня. 1 серия (1972) @Золотая коллекция русского кино
Один из двух основных постулатов Готик-Панка состоит в том, что в Мире колхозной тьмы есть люди (и не важно, кто они - "простые" трактористы, выученные агрономы, маститые ученые-селекционеры, председатели, колхозные парторги или секретари райкомов), способные пробудиться от сна, разорвать покрывало Майи (Tapestry, или Колхозную Портянку), и изменить реальность в соответствии со своей истинной волей при помощи особых магических практик. Маги Восхождения, вслед за Каином, отрицают несправедливые и абсурдные заповеди Чуждого бога-творца («Нет никакого закона и никакого судьи»), повязавшего кровавой жертвой Авеля. Колхозной магии Крови (сексуальной магии) они противопоставляют зов Духа и магическое Ведовство - знание имен и заклинаний для победы над миром демонов и начальствующих духов (архонтов).
Вот моя деревня. 2 серия (1972) @Золотая коллекция русского кино
«На нас напало злое племя», - прямым текстом раскрывает суть последней битвы Магов Восхождения с аграрными рептилоидами Первый секретарь райкома Василий Васильевич (Владимир Меньшов в фильме Виктора Трегубовича «Вот моя деревня...» по мотивам очерков Анатолия Зябрева) усталому председателю загибающегося сибирского колхоза «За коммунизм» Павлу Петровичу Зузенку (Алексей Булдаков), пришедшему в райком пожаловаться на затваривание последних колхозников из деревни Кудринка, не успевших сбежать в соседний городок на строительство бетонного завода: «Некого посадить на перегрузку посевного зерна, потому что оно протравлено, и организм должен быть здоровый и сильный, чтобы на него ртутные пары не повлияли. А где я возьму этот организм?».
Фильм ветерана Мира тьмы Трегубовича не случайно имеет то же название, что и дампирский сериал по сценарию автора «Маскировки» Юза Алешковского, а диалог секретаря райкома и Председателя Зузенка («А рыба есть у вас?» - «Извели») прямо отсылает к сцене рыбалки Маркса-Энгельса-Ленина из этого важного для разработчиков колхозной вселенной текста. Такие "пасхалки" - отличительная черта Готик-Панка, синтезирующего все персонажные линейки, художественные приемы, актерские образы и сюжетные тропы Мира тьмы.
Два дня в начале декабря. Фильм. 1981
Мирдовженковцы Борис Ивченко и Владимир Зима, назвавшие свой готик-панк о непростых заботах второго секретаря райкома «Два дня в начале декабря», вводят таким образом в повествование тему Оборотней: у южных и западных славян декабрь традиционно считается волчьим месяцем (влченец, welcze meszactzwo, vlčí měsíc) - периодом разгула волков и нечистой силы. Название мини-сериала «Возвращение» - последней совместной работы Анатолия Буковского и Виктора Богатырева - отсылает геймеров к эпизодам Призрачной линейки. Не случайно и приглашение опытного Юрия Назарова на роль Сергея Сорокина, приезжающего в родное село с намерением продать отцовский дом и принимающего трудное решение остаться работать в совхозе и навсегда вернуться к родной земле: за 20 лет до «Возвращения» молодой Назаров сыграл в фильме мирдовженковцев Роллана Сергиенко и Александра Сизоненко «Белые тучи» горожанина Юрко, возвращающегося в родное украинское село Баштанка к смертельно больному отцу Сашко.
Королевы Колхозной Готики задействованы в знаковых ролях Матерей тьмы в готик-панковских эпизодах по сценариям Виктора Богатырева: Вера Кузнецова сыграла мать председателя Шаповалова в «Родных» Николая Ильинского, а Елена Максимова - мать инструктора райкома Лященко в фильме Литуса и Резниковича «Всего три недели...» В сериале Василия Ильяшенко «Войди в каждый дом» знатная доярка Авдотья Никифоровна Гнеушева (Клара Лучко) смотрит по телевизору фрагмент фильма «Кубанские казаки» с выступлением колхозной звеньевой Дарьи Никаноровны Шелест (Клара Лучко).
Сцена из «Варькиной земли» - первой совместной работы мирдовженковцев Анатолия Буковского и Виктора Богатырева, в которой назначенная колхозным водовозом 18-летняя Варька Кравец (35-летняя жена режиссера Нина Антонова) ловко управляется с воловьей упряжкой, визуально цитирует эпизод из первого блокбастера Колхозного Панка «Щедрое лето» с участием юной телятницы Веры Горошко (Нина Архипова).
В фильме Анатолия Буковского «Визит в Ковалевку» по сценарию Виктора Говяды и Владимира Федорова иронически обыгрывается и преломляется через сифианский гнозис сюжетный ход из линейки Подменышей: саратовский писатель Александр Стрельников с женой Ириной (Владимир Трошин и жена режиссера Нина Антонова) приезжает в украинское село к председателю колхоза Любомиру Козачине (Виктор Мирошниченко) и выясняет, что Козачина - вовсе не тот однополчанин, которому он спас жизнь на поле боя. В итоге спаситель сам нуждается в спасении, так как становится жертвой Мира тьмы, в который он пришел.
Гротескная зарисовка визита делегации американских фермеров в колхоз «Большевик», возглавляемый председателем Тарасовым (Виталий Шаповалов) в «Родных» Ильинского и Богатырева остроумно пародирует вышедшее на экраны парой лет раньше мокьюментари «Американский фермер в СССР», герой которой - американский бизнесмен, фермер из штата Вашингтон Дан Макберрон мотался по всей стране в поисках секрета успехов колхозного строя под присмотром сценариста Алексея Степунина и режиссера-оператора Александра Киселева, известного по участию в скандальном шмокьюментари «Тайное и явное: цели и деяния сионистов». С трудом отчитавшись перед зарубежными гостями о доходах колхоза и зарплате работников, усталый Тарасов объясняет председателю райисполкома Рязанцевой (Маргарита Криницына) причины столь странного интереса: «У них все устроено по такому принципу: не рассчитаешь - вылетишь в трубу к чертовой бабушке. Я прошлой осенью во Франции насмотрелся».
"Пасхальная" отсылка к «Маскировке» у Трегубовича и Зябрева имеет вполне прикладной характер. Каинитам, свившим гнездо заговора прямо в клане Красной нежити, приходится одновременно участвовать в партийно-рептилоидных маскировочных мероприятиях и тщательно скрывать свои подлинные намерения от псевдо-соратников по Камарилье. Второй постулат Готик-Панка состоит в том, что полем Последней битвы станет невидимая и непреодолимая пропасть между двумя породами "человеческих существ" - Каинитами, которые могут пробудить в себе искру Духа, и звероподобными креатурами рептилоидов - авелитами, изначально ее лишенными. В блестящей гностической притче «Персональное дело», поставленной Геннадием Павловым в 1975 году по дебютной пьесе секретаря комсомольской организации Литинститута Виктора Суглобова «Персональное дело Олега Егорова», начинающий Маг Восхождения, член Бюро сельского райкома комсомола Александр Колчин (Алексей Инжеватов) говорит о местных селюках буквально следующее: «Я их ненавижу, я рассудок теряю, когда вижу их поганые наглые рожи. Вот мы говорим: воспитывать их надо, не родились же они такими. А я думаю - родились, вон как рождаются уроды. И будь моя воля, я бы их отлавливал как диких зверей, помещал в специальные резервации, и пусть они там...»
В готик-панковском фильме-спектакле Виктора Рыжкова и Надежды Марусаловой «Вызов» по сценарию Ивана Винниченко, вышедшем на телевизионные экраны меньше чем через год после шедевра колхозной сексуальной магии «Сын председателя», зоотехник Юрий Берест (Сергей Приселков), сын вышедшего на пенсию панковского председателя колхоза «Вызов» Ивана Тарасовича Береста (Виктор Хохряков), напрасно требует от партийного начальства, чтобы его назначили на смену отцу: «Я ведь Берест, понимаете, Берест, у меня задатки руководителя в генах уже заложены». Но магия Крови не действует на секретаря парткома Анатолия, который побеждает своего соперника при помощи заученных заклинаний из партийно-хозяйственных гримуаров и связки тайных имен: «Ты слишком много берешь на себя. Сейчас от нас требуется максимальная специализация, концентрация и межхозяйственная кооперация. В каждом нынешнем современном председателе колхоза должен сидеть не только Чапаев и Мичурин, но и Фурманов и Макаренко». Столь же решительно парторг колхоза «Коммунар» Иван Кривохиж (Виктор Мирошниченко в фильме Михаила Терещенко «Право руководить» по сценарию Василия Решетникова) отвергает кровные претензии заведующей фермой Татьяны (Людмила Никончук) на кресло Председателя, оставленное ее отцом - панковским ветераном Андреем Солодуном (Виктор Чутак): «Она выросла от доброго рода, впитала в себя лучшие черты своего отца, но ведь деловые и морально-политические качества по наследству не передаются». Сторителлер в фильме Ольгерта Дункерса «Цыплят по осени считают» по сценарию Андрея Дрипе откровенно смеется за кадром над попытками тракториста колхоза «Прогресс» Якоба Майзитиса вырастить из своего сына Виктора (Николай Юревиц) агро-дампира, отправив его учиться в Яунпилское ПТУ сельских механизаторов: «Любовь к технике: современная генетика ее пока не расшифровала как признак наследственности, но мы с вами можем смело утверждать, что у нашего героя, будущего потомственного механизатора, техника в крови».
Претензии лысенковских сельхозмагов на выведение (репрессивное "воспитание" голодом и холодом) новых устойчивых видов колхозанов - будь то молодой колхозник-камазотц, сторожевой колхозник-патриот или юный агро-дампир - столь же несостоятельны, как бесплодные усилия ученых-селекционеров по выведению новых видов сельскохозяйственных культур. Подлинное видообразование не под силу селекционной науке, добровольно закрывшей глаза на природное изобилие видов, которым до аграрного палеоконтакта свободно пользовались праздные собиратели - носители присваивающего менталитета.
Персональное дело. Телеспектакль по сценарию Виктора Суглобова (1976)
Безумный селекционер, потративший всю свою никчемную жизнь на улучшение "спущенного сверху" ограниченного количества сортов и пород и впадающий в отчаяние на пороге смерти, как мирдовженковский Степан Тимофеевич Таланов из «Красного поля» - популярный персонаж линейки колхозного Готик-Панка. «Не разгадал я тайну зерна, а годов мало осталось», - кряхтит академик-селекционер Иван Павлович Луговенко (Владимир Седов в фильме Анатолия Чемодурова и Владимира Досталя «Здесь, на моей земле» по сценарию Бориса Привалова), всю жизнь пытавшийся вывести из трех заветных зернышек, которыми его отец разжился в Мессопотамии - эпицентре аграрного палеоконтакта - во время Персидской компании, высокоурожайный сорт пшеницы «Алмаз», под контрольный обмолот которой энергичный секретарь обкома Назаров (Вячеслав Говалло) выделил лучшие земли совхоза имени Ленина. Безумному селекционеру Андрею Трояну (Богдан Ступка) в фильме влиятельного мирдовженковца Василия Ильяшенко «Среди лета» по сценарию, написанному им совместно с Юрием Пархоменко) повезло меньше: выведенный им новый сорт пшеницы, названный в честь возлюбленной - сельской учительницы Марии (Земфира Цахилова), коварный соперник ученого - недоучившийся агроном Владимир Рубан (монструозный Константин Степанков - "довженковский Бела Лугоши"), ставший директором совхоза, распоряжается посеять в местах, заведомо непригодных для выращивания. Другой пугающий персонаж Константина Степанкова - циничный завистливый ученый Дьяченко из фильма мирдовженковского суперинтеллектуала Владимира Денисенко «Тяжелый колос» по сценарию, написанному им при участии главного редактора студии Довженко Василя Земляка, войдя в сговор с директором научно-испытательской станции Тимофеем Хижняком (Алексей Сапсай), ставит палки в колеса своему сопернику в борьбе за сердце лаборантки Даши (Ада Роговцева) - выведшему высокоурожайный сорт пшеницы талантливому ученому-селекционеру Павлу Заречному (Лаймонас Норейка).
Герои дилогии знаменитого узбекского режиссера Гияса Шермухамедова - молодые ученые-селекционеры вступают в конфликт со своими косными и консервативными начальниками - дельцами от науки. Выпускник сельхозинститута Умид Рустамов (красавец Исамат Эргашев в фильме «Преодолей себя» по мотивам романа Мирмухсина «Умид»), сделавший быструю карьеру в лаборатории селекции хлопчатника под началом своего тестя - профессора Салимхана Абиди (пугающий Алим Ходжаев), убедившись в низкой созреваемости и неустойчивости к вилту выведенного свом учителем сорта, поддерживает разработку конкурентов из колхоза «Восход» - хлопок «Мутант». Молодой ученый-селекционер Азиз Касымов (Шавкат Газиев в фильме "Наедине» по мотивам романа Уктама Усманова «Водоворот»), сделавший быструю карьеру в лаборатории селекции хлопчатника под началом академика Джаббарова (пугающий Ато Мухамеджанов), убедившись в бесперспективности своей работы, уезжает в Анголу, чтобы передать опыт "хлопкового проклятия" местным товарищам, а затем возвращается в родной колхоз, чтобы помочь председателю Азимову (Хамза Умаров) вывести новый сорт хлопка.
Любовь селекционеров-генетиков Авдотьи Белобородовой и Сергея Шамрая ("львовская Сара Бернар" Зинаида Дехтярева и Иван Дмитриев в фильме «Авдотья Павловна», поставленном Александром Муратовым по сценарию, написанному совместно с отцом, писателем Игорем Муратовым), искренне пытавшихся вывести высокопродуктивные пшеничные амфидиплоиды, не выдерживает столкновения с мичуринско-лысенковской практической магией («Мне только вейсманизма-морганизма в моем районе не хватало», - хватается за голову Секретарь райкома, узнав о сомнительных генетических экспериментах на степной селекционной станции). Профессор Шамрай встает под партийные знамена репрессивного растениеводства, а сосланная за «антинаучные искривления» в колхоз «Комсомолец» рядовым агрономом Белобородова тайно продолжает работу над выведением многохромосомной пшеницы под прикрытием «школьного биологического кружка».
Если бы селекционера-генетика Авдотью Павловну вместо колхоза «Комсомолец» сослали в сельхозартель «Зеленый дол» - место действия одноименного фильма Тамары Родионовой по сценарию Сергея Антонова - ей вряд ли удалось бы безнаказанно предаться вейсманизму-морганизму: школьные опытные делянки там прочно оккупировали маленькие фанаты мичуринской агробиологии во главе с двенадцатилетним Петей Ивановым (Сережа Подмастерьев), который, списавшись с академиком Лысенко, получил от него письмо с двадцатью зернышками уникального сорта пшеницы «Чародейка» и - вместе с товарищами по школе, создавшими секретную полеводческую бригаду, - принялся безудержно их яровизировать втайне от председателя колхоза Харитона Семеновича и нового агронома Сан Саныча (Петр Лобанов и Борис Рыжухин).
Маленькие агро-дампиры часто приходят на помощь старшим товарищам в деле продвижения рептилоидной агрополитики. Иногда это действующие в одиночку офицеры-вербовщики, путешествующие по стране с рассказами о преимуществах колхозного строя, такие как девятилетняя Аленка (Наташа Оводова в одноименной картине Бориса Барнета по сценарию все того же Сергея Антонова), расписывающая случайным попутчикам прелести освоения целинных земель, и пионер Сева Щеглов (Володя Костин в фильме Ильи Фрэза «Путешественник с багажом» по одноименной повести Владимира Железникова), нахваливающий встреченным им по дороге в Артек людям свой алтайский совхоз и обещающий их там трудоустроить от имени директора Чистова (легендарный Виктор Авдюшко). Иногда - влюбленные в сельхозтехнику юные самородки-механизаторы, такие как Петька из колхоза «Маяк» (Андрей Крылов в фильме Валентина Попова «Вы Петьку не видели?» по сценарию Предводителя Княжеского совета Всея Руси Василия Петровича Тишкова-Одоевского), нашедший в поле брошенный односельчанами за ненадобностью комбайн и починивший его, самостоятельно раздобыв дефицитные запчасти, Петька по прозвищу "Жердь" (Андрей Гусев в фильме-спектакле Антонины Зиновьевой «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» по сценарию Владимира Тучкова), пытающийся тайно вытащить и отремонтировать утопленный одноклассниками в болоте трактор, пятнадцатилетний сирота Алешка Левшин (Борис Кузнецов в фильме Татьяны Лукашевич «Ход конем» по мотивам повести Михаила Жестева «Приключения маленького тракториста»), идущий на подлог, чтобы осуществить свою мечту о карьере колхозного тракториста-передовика, или ученик ремесленного училища Мишка Стрекачев (Алексей Борзунов в психоделическом роуд-муви Ильи Фрэза «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева» по сценарию Николая Чуева), отправляющийся с собственноручно изготовленной шестеренкой для комбайна в погоню за мечтой - на уборочную в подшефный целинный совхоз.
Ход конем (комедия, реж. Татьяна Лукашевич, 1962 г.)
Но чаще всего агро-дампиры, как и их младшие сверстники - дампиры, охотящиеся на браконьеров, сбиваются в стаи - т.н. ученические производственные бригады. Такие эпизоды разработчики Мира тьмы массово поставляли на экраны с середины 70-х годов, когда деревни начали стремительно пустеть после принятого по настоянию министра внутренних дел Щелокова решения о распространении общегражданской паспортной системы на 60 миллионов жителей села.
«Не удержите, не в старое время живем, у каждого паспорта есть, супостат, ирод», - кричит баба Груня, мать собравшейся в город за лучшей долей доярки Мани, председателю разваливающегося колхоза «Зареченский» Ивану Титову (Виктор Полищук в готик-панке Бориса Ивченко и Владимира Зимы «Два дня в начале декабря»). Вслед за освобожденными камералистским указом сверху колхозниками в города потянулись и выпускники сельских школ. «Сегодня у нас на селе праздник. По традиции мы вручаем нашим детям после окончания десятилетки аттестаты и паспорта. Мы советуем и просим вас - идите дорогой ваших отцов-хлеборобов», - блеет лиричный председатель колхоза «Заря» Заречный (Леонид Бакштаев в психоделических «Смотринах» по сценарию великого мирдовженковца Виктора Богатырева), хорошо зная, что никогда больше не увидит счастливых обладателей краснокожих паспортин.
Чем меньше вчерашних школьников остается на селе, тем больше агро-дампиров населяют Мир колхозной тьмы. «Со школьных лет впитав любовь к земле, Друзьям достойный подаем пример мы: Всем классом остаемся на селе, В поля идем работать и на фермы», - нестройно скандируют выпускники, распропагандированные новым директором сельской школы в Толкунах, выпускником пединститута Виктором Лобанком (Сергей Шкаликов в фильме Александра Ефремова «Экзамен на директора» по сценарию Владимира Бутромеева и Евгения Митько). В вышедшем на экраны одновременно с «Экзаменом на директора» фильме Владимира Шамшурина «Затянувшийся экзамен» по сценарию Анатолия Кудрявцева бывший директор сельской школы Виктор Иванович (Юрий Гребенщиков), назначенный решением райкома на должность председателя колхоза, с ужасом понимает, что работать на земле некому («В одной бригаде шесть человек осталось, да и те скоро на пенсию уйдут») и предпринимает отчаянную попытку оставить в деревне выпускников, которых сам же и готовил к поступлению в ВУЗы. С тем же конфликтом интересов сталкивается и директор сельской школы в Тургусе Василий Завьялов (Алексей Жарков в фильме Адольфа Бергункера «Родился я в Сибири...» по сценарию Юрия Яковлева), выдвинутый решением обкома на пост секретаря райкома. Молодой учитель математики из сельской школы в зоне неустойчивого земледелия Павел Студенцов (Владимир Еремин в фильме Валентина Морозова «Снег на зеленом поле» по сценарию Эдуарда Шима) агитирует своих подопечных восьмиклассников остаться в неперспективной деревне Жуковка и закладывает вместе с ними опытную делянку с редкими сортами картофеля.
Девятиклассники сельской школы из колхоза им. 12-летия Октября - герои фильма- спектакля Антонины Зиновьевой «Любовь и картошка» по одноименной повести Владимира Киселева - собирают рекордный урожай картошки на необитаемом острове посреди полесских болот. Девятиклассники сельской школы из колхоза «Рассвет», возглавляемые фанатичным агро-дампиром Сашко и комсоргом Мариной (Володя Андреев и Оля Демшевская в фильме Юлия Слупского и Бориса Шиленко «Остров юности» по сценарию Александра Власова), преодолевая понятное недоверие начальства («Только и ждете последнего звонка, чтобы в город уехать!» - говорит проницательный председатель Петр Митрофаныч в колоритном исполнении Николая Скоробогатова), организуют молодежный экспериментальный колхоз «Рассвет 2» на необитаемом острове посреди Каховского водохранилища и выращивают там уникальный урожай помидоров из семян, присланных академиком Богучаровым. Выпускники сельской школы в далеком горном аиле - герои «Деревенской мозаики», поставленной Дооронбеком Садырбаевым по мотивам рассказа Касима Каимова - решают остаться в колхозе и посвятить себя нелегкому чабанскому труду.
Ученики сельского ПТУ, возглавляемые сыном директрисы Иваном Демидовым (Валерий Малинин в фильме Ольгерда Воронцова «Мы - ваши дети» по мотивам пьесы Геннадия Никитина и Ольги Пыжовой «Иван») отправляются на практику в отстающий совхоз и, столкнувшись со злобным зведующим фермой «Заря» Зубахиным, отправившим дойное стадо на жертвенный убой, решают создать молодежное звено и остаться работать на селе. Сельским старшеклассникам из колхозного фэнтези знаменитой кино-сказочницы Ирмы Рауш «Степная эскадрилья» по сценарию Валентины Спириной, возглавляемым безумным агро-дампиром Сергеем Лотаревым (Андрей Коробков), удается невозможное: преодолевая сопротивление председателя колхоза Алексея Чернобая (Борис Невзоров), они создают ученическую производственную бригаду, захватывают несколько нуждающихся в наладке комбайнов и выводят их в поле в разгар уборочной страды. «В газетах пишут, что нас к земле надо приучать», - юродствует юный комбайнер степной эскадрильи по кличке "Журналист" (Сергей Шелгунов).
В попытке "приучить школоту к земле" (ликвидировать критическую Нехватку рабочих рук на уборке урожая, образовавшуюся после освобождения крестьян) партийно-хозяйственная Непись обратилась к последнему резерву - городским школьникам и студентам, которых стали в массовом порядке вывозить в т.н. «лагеря труда и отдыха» на «летние практические работы». Студенты-первокурсники пединститута Галя Полякова и Юра Шаповалов (секс-символ Ольга Кабо и Игорь Шептицкий в фильме Ярослава Лупия «И повторится все» по сценарию Гаянэ Оганисян-Слуцки) выезжают с девятиклассниками городской школы на уборку урожая в подшефный совхоз (в другой своей дампирской картине - «Хлеб детства моего» - Лупий довел жертвенность маленьких агро-дампиров до абсурдного предела: пионеры Васька и Витька решили самостоятельно разминировать поле спелой ржи, чтобы дать взрослым односельчанам провести жатву ценного эргота). Одесские девятиклассники из фильма Ярослава Ланчака «Все начинается с любви» по сценарию Александра Чумака проводят «пятую трудовую четверть» в подшефном колхозе, за романтическими перипетиями первой влюбленности не забывая вскрывать отдельные недостатки в колхозном строительстве (дебютировавший в этой картине Игорь Шавлак впоследствии дал своей первой режиссерской работе неслучайное название «Семья вурдалаков»). Классный руководитель, учитель труда Петр Иванович (Борис Григорьев в фильме Юрия Григорьева «Поле перейти» по сценарию мастера пионерской эротической прозы Эдуарда Пашнева) вывозит городских девятиклассников на уборку картофеля в совхоз «Первомайский», где прошло его детство, и пытается убедить готовящегося поступать в институт агро-диссидента Сережу Жукова (Андрей Маталаев) в прелестях работы на земле. Девятиклассники одной из городских школ приезжают на практику в леспромхоз и под влиянием лесничего Юрия (Юрий Кузьменков в фильме Бориса Конунова «Лес, в который ты никогда не войдешь» по сценарию Тамары Лихоталь и Маргариты Мосяковой) проникаются любвью к родной природе. В «Первом парне» Аркадия Сиренко студенты провинциального вуза, приехавшие "на картошку" в нечерноземный колхоз «Новый путь», настолько впечатляются царящим там запустением, что решают остаться на уборке даже под угрозой отчисления. «Четверть урожая в земле! - кричит совестливый студент Клетов в лицо доценту Молодцову, - Кто за нас это все доделает!? Старик с одной рукой? Бабки, кто хоть ползать может?».
С освобождением крестьянства (т.е. изъятием главного бесплатного и возобновляемого Ресурса) Нехватка в Мире колхозной тьмы становится тотальной, а сам он приобретает отчетливо апокалиптические черты. Игровые эпизоды Колхозного Готик-Панка отличает нарастающая паранойя, предчувствие скорой катастрофы, панический тон повествования и амбивалентная атмосфера безнадежности или, напротив, надежды: ведь если конец Света в большинстве глобальных сюжетов означает начало Тьмы, то конец колхозной Тьмы есть начало взыскуемого каинитами Света. Разработчики Готик-Панка дают понять: судьба Мира тьмы решается прямо сейчас, и ничего хорошего ждать не стоит.
фильм Неудобный человек 1985
Паспортизация крестьян закончилась в 1981 году, когда Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Леонид Ильич Брежнев произнес с трибуны XXVI съезда КПСС магическую формулу «Экономика должна быть экономной», а в мае следующего 1982 года на Пленуме ЦК КПСС был принят гримуар «Продовольственная программа СССР на период до 1990 года» - набор заклинаний, призванных - по официальной версии - «интенсифицировать производство в сфере сельского хозяйства и улучшить ситуацию с продовольственным снабжением в СССР», которое к этому времени полностью зависело от поставок из-за рубежа (ежегодный импорт зерна достиг 45 млн. тонн, а мяса — 1 млн. тонн).
Магическое мышление - мышление словами, в котором продовольствие заменяется «продовольственным вопросом». Красные маги Готик-Панка для достижения производственных результатов используют исключительно магические формулы (мощные заклятия, утвержденные «Продовольственной программой», такие как «Рост производства зерна — ключевая проблема в сельском хозяйстве!», «Обеспечим рост производства плодов, овощей, картофеля!», «Животноводство - ударный фронт!») и ритуалы (заседания ковенов всех уровней и реорганизационные мероприятия).
«Продовольственная программа – дело всенародное, дорогой Валентин Сергеевич!» - говорит председатель райисполкома Владимир Иванович Колесников (Владимир Андреев в культовом гримдарке Марка Орлова «Хроника одного лета» по сценарию великого мирдовженковца Виктора Богатырева) злобному майору милиции, гоняющему деревенских старух-торговок, разложивших копеечные пучки вялой зелени на заплеванном асфальте за покосившимся зданием автобусной станции. Проверенный спелл из «Продовольственной программы» (его канонический текст в утвержденной Пленумом версии: «Продовольственная программа — всенародное дело!») срабатывает немедленно, и прибывший на место стычки секретарь райкома Павел Степаныч (Сергей Яковлев) заставляет зарвавшегося мента закупить и установить лотки для уличной торговли: «Расценивайте это как партийное поручение!»
«Вы не чувствуете пульса времени. Мы все понимаем, что продовольственная программа это не стакан воды - взял да выпил», - одергивает недавно назначенный Первый секретарь райкома Елена Николаевна Новикова (фам-фаталь Светлана Коркошко в фильме Аждара Ибрагимова и Анатолия Делендика «Неудобный человек») скользкого приспособленца - второго секретаря райкома Воробьева (Эрнст Романов), решившего сжить со свету неуживчивого председателя колхоза Петра Иваныча Бирулина (Владимир Самойлов в очередной "председательской" роли). Несмотря на то, что Бирулин обладает всеми характерными приметами председателя-панка - на протяжении четверти века он демонстрировал строптивость, грубость и своеволие, выгнав с работы нечистую на руку кладовщицу и переведя в разнорабочие спившегося бухгалтера, его фигура в апокалиптической линейке Готик-Панка отступает на второй план, как и другие персонажи "Большой пятерки" - готичные председатели, хантеры и призраки.
Готик-Панк - это суверенная территория Секретаря райкома, точнее, двух секретарей - Первого и Второго (в региональной линейке "Сородичи Востока" их называют соответственно Биринчи и Иккинчи), а основная задача геймера - задетектить и отыграть того из Секретарей, кто своими действиями (или бездействием) приближает конец Мира тьмы. Это тем более сложно, что в Готик-Панке, пронизанном советским двоемыслием, ничто не является тем, чем кажется ("совки не то, чем кажутся"), а потому от игрока требуются уверенные навыки индивидуального и группового инролинга и "метаигры". Обязательность двойного отыгрывания является главной особенностью готик-панковского сеттинга, придающей ему дополнительную глубину: игрок вроливается в персонажа на уровне реального мира, но и сам персонаж на уровне вымышленного мира вынужден постоянно играть различные роли, заключая и разрывая соглашения (пакты) с внутриигровыми фракциями - ковенами.
Боевка Первого и Второго секретарей райкома из «Неудобного человека», бросающих друг в друга мощные спеллы из «Продовольственной программы» на заседании Бюро райкома, ведется за председателя-панка Бирулина, открыто выступающего против строительства гигантского мясо-молочного комплекса и едва не допустившего гибели колхозного стада коров. На первый взгляд может показаться, что оба секретаря видят в Бирулине своего союзника в борьбе за уничтожение материальных носителей «сельскохозяйственной продукции» и ее перевод в слова ("магические формулы"), имеющей конечной целью преодоление "аграрного проклятия". Однако шансы на победу в этом сражении больше у игрока, вооруженого доскональным знанием Лора, позволяющим безошибочно выбрать персонажа с подлинной каинитской искрой Света и прокачать его способность поддерживать одновременно максимальное количество заклинаний (На магическое заклятие Воробьева, предложившего объявить Бирулину «строгий выговор с занесением в учетную карточку», Новикова отвечает зубодробительным (де)маг(ог)ическим спеллом: «Самое страшное - это равнодушие! Время, само время требует от нас и жить и руководить иначе!»).
Опытный геймер увидит в боевой системе «Неудобного человека» отсылку разработчиков к пионерскому эпизоду битвы партийных магов - фильму Виталия Войтецкого «Своими руками» по мотивам очерков Валентина Овечкина, вышедшему на экраны в 1956 году. Именно в этой опередившей свое время картине впервые схлестнулись на бесконечном ночном заседании Бюро сельского райкома Первый и Второй секретари - Виктор Семенович Борзов и Петр Илларионович Мартынов (Виктор Викторов и Андрей Гончаров), не поделившие старого председателя-панка богатого колхоза «Власть Советов» Опенкина (Георгий Слабиняк). Геймерам тогда пришлось поломать головы, выбирая между двумя парадоксальными стратегиями "уничтожения еды": Первый секретарь рассчитывал отрапортовать в высшие инстанции об успехах хозяйства Опенкина, а Второй пытался "размазать" результаты «Власти Советов» по всем колхозам нищего района. Не случайно позднейший ремейк этой картины - фильм-спектакль Надежды Марусаловой по пьесе Александра Буравского «Говори...» в постановке Московского театра имени Ермоловой, ставшей одним из главных событий театрального сезона 1985 года (с блистательным дуэтом Валерия Еремичева и Алексея Жаркова в главных ролях), был дополнен ярким эпизодом биографии самого Овечкина: не в силах смотреть на результаты партийного руководства колхозным строительством, писатель предпринял попытку самоубийства, выстрелив себе в глаз.
По той же схеме выстраивается повествование и во множестве других эпизодов Готик-Панка. Первый секретарь Пореченского райкома Николай Васильевич Рожков (Борис Гусаков в мини-сериале Юрия Кавтарадзе и Василия Ардаматского «Опровержение»), заручившись поддержкой вновь назначенного главного редактора районной газеты «Вперед» Евгении Петровны Марченко (Лилиана Алешникова), пытается сломать практику размазывания высоких результатов передового совхоза «Прогресс», возглавляемого председателем-панком Петром Терентьичем Кривцовым (Петр Щербаков), изворотливым ловкачом и хамоватым самодуром, по всем нищим хозяйствам района. На заседании Бюро райкома Рожков, используя проверенные партийные спеллы («В решении XXV съезда и в Постановлении о Нечерноземье сказано о социальных преобразованиях на селе!»), принимает сторону совестливого Председателя колхоза «Первомайский» Степана Степаныча Ямщикова (Николай Скоробогатов), которому районное начальство спустило заведомо невыполнимый план поставок. Первый секретарь Туровского райкома в Нечерноземье Иван Семенович Быков (Вячеслав Богачев в фильме мирдовженковца Бориса Савченко «Земляки» по мотивам одноименной повести Ивана Васильева), заручившись поддержкой редактора районной газеты Федора Васильевича Пастухова (Игорь Ледогоров), на заседании Бюро райкома обрушивается с критикой на своего земляка из деревни Козий Брод - председателя передового колхоза Евгения Максимовича Лаптева (Александр Казаков), извратившего при попустительстве членов райкома принципы инициативы и самостоятельности и ставшего панком в погоне за колхозным дефицитом. Вновь назначенный Первый секретарь райкома в Нечерноземье Нил Андреевич Велехов (Владимир Кашпур в готик-панке Виталия Кольцова «Близкая даль») встает на сторону решившей сдать слабый скот на жертвенный убой совестливой заведующей Заплавским отделением небогатого совхоза «Прогресс» Анны Владимировны Тальниковой (Артур Макаров написал сценарий для своей музы Жанны Прохоренко) в споре со Вторым секретарем райкома Деминым (Владимир Земляникин), поддерживающим панковского директора совхоза Погодина (убедительный Всеволод Санаев). Магические партийные скиллы Второго секретаря не действуют на беспартийную Тальникову («Пора ей за отсутствие дисциплины взбучку устроить», - неловко пытается кастовать Демин), что позволяет Велехову усадить свою протеже в директорское кресло.
В распутицу ( 1986) / Художественный фильм / Драма
Вновь назначенный Первый секретарь сельского райкома, совестливый Биринчи Азиз Кудратов (Теша Муминов в фильме Юлдаша Агзамова «Ради других» по сценарию директора киностудии «Узбекфильм» Ульмаса Умарбекова, написанному оытнейшим Николаем Рожковым) борется с надменным Вторым секретарем Сабиром Усмановым (Хамза Умаров) за председателя колхоза Тошматова (Шариф Кабулов), под влиянием Иккинчи запустившего работы по севообороту и даже распорядившегося вырубить ведущую к сельскому кладбищу тополиную аллею, за которой трогательно ухаживал старый декханин Ехуб ота (Хабиб Нариманов). Другой Биринчи - недавно назначенный Первым секретарем Толукского райкома кадровый партийный работник Усен Бакиров (Советбек Джумадылов в фильме мастера киргизского артхауса Геннадия Базарова, который так и называется - «Первый», по сценарию, написанному им совместно с Леонидом Дядюченко), отчаянно пытается улучшить жизнь числящегося благополучным района, ломая сложившиеся при Иккинчи Карагулове (Нуржуман Ихтымбаев) традиции хозяйствования. Вновь назначенный Первый секретарь райкома партии Георгий Торели в уже упоминавшемся Готик-Панке «Повесть о секретаре райкома» расходится со Вторым секретарем Асмат Иашвили (Ева Хутунашвили) в оценке методов работы колхозного председателя-панка Мераба Сетуридзе (импозантный Гоги Харабадзе) и проталкивает на его место своего фаворита - молодого агронома Резо Имедадзе (Леван Учанейшвили).
Первый секретарь сельского райкома Кирилл Бужор (любимец театральной Одессы Борис Зайденберг в фильме Юрия Борецкого и Виталия Демина «Офицер запаса» по сценарию семейного дуэта Николая Гибу и Зинаиды Чирковой) вступает в конфликт с партактивом и председателем райисполкома, продвигая на должность председателя колхоза молодого строптивого зоотехника Штепана Барбу (Григоре Григориу), противящегося строительству новой животноводческой фермы. Недавно назначенный первый секретарь сельского райкома Абрар Шукуров (Хамза Умаров в фильме Эдуарда Хачатурова «Слово председателю» по мотивам романа Адыла Якубова «Совесть»), вступает в борьбу с незаурядным и деятельным председателем колхоза «Ленин юлы» Атакузы Умаровым (Пулат Саидкасымов), за 20 лет хозяйствования оторвавшимся от нужд колхозников и пользующимся для достижения своих амбициозных целей сомнительными услугами поддерживаемого Иккинчи всесильного снабженца Джамала Бурибаева («Хоть слово "бури" и означает — волк, у меня только фамилия Бурибаев. Если сама не захочешь, я тебя не съем!» - соблазняет демонический начальник управления «Сельхозтехники» в блестящем исполнении Мурада Раджабова очередную невинную жертву).
Первый секретарь Просторненского райкома Ксения Барышева (Нина Антонова в мирдовженковском готик-панке своего мужа Анатолия Буковского «Пора летних гроз» по сценарию великого Виктора Богатырева) решительно критикует на выездном расширенном Бюро райкома мягкотелого Второго секретаря Сергея Петровича Грачева (Александр Аржиловский), занявшего в споре о районной структуре посевных площадей сторону вызывающе грубого председателя-панка колхоза «Степной» Олега Николаевича Шляпникова по кличке "Бритва" (Виктор Щербаков). Второй секретарь райкома Анна Сергеевна Кулешова (Нина Попова в мирдовженковском готик-панке Бориса Ивченко и Владимира Зимы «Два дня в начале декабря») на заседании Бюро райкома решительно встает на сторону принципиального председателя нищего колхоза «Знамя труда» Валерия Николаевича Кравчука (Сергей Подгорный), демонстративно снижающего надои и срывающего районный план по поставкам мяса государству, в споре с Первым секретарем Андреем Дмитриевичем Морозовым (Всеволод Гаврилов), поставившим на зарвавшегося председателя-панка богатого колхоза «Рассвет» Петра Григорьевича Моисеенко (Георгий Семенов) и заручившимся поддержкой партийной Неписи - не появляющегося в кадре Первого секретаря обкома Бориса Викторовича. «Область изо всех сил вытягивает план, подбирает со всех крохи, а ты планируешь снижение! - орет присланный Неписью на заседание Бюро инструктор обкома Александр Григорьевич Воинов (Виталий Розстальный) и заходится в безумном хевелитском камлании, требуя жертвенного убоя: - Мясо должно быть в магазинах каждый день! Мы пока вынуждены идти на убытки отдельных хозяйств, чтобы обеспечить население продуктами». У Первого секретаря наготове мощное партийное заклятие («Я предлагаю коммунисту Кравчуку поставить на вид!»), но он еще не знает, что исход битвы магов будет решаться на совете ковена - совместной комиссии обкома и облисполкома.
Матерый первый секретарь сельского райкома Василий Петрович Стогов (Всеволод Санаев в фильме Андрея Разумовского «В распутицу» по повести Бориса Можаева «Полюшко-поле»), поддерживаемый демоническим начальником сельхозуправления Бобриковым (Владимир Земляникин), умело противостоит неловким "прогрессивным" попыткам лиричного второго секретаря Матвея Ильича Песцова (Любомирас Лауцявичюс) сломать привычный севооборот и ввести в звеньях загибающегося колхоза, возглавляемого старым председателем Игнатом Павловичем Волгиным (Сергей Плотников), коллективный подряд. Несчастливо женатый Песцов под тоскливое пение своей возлюбленной - колхозного агронома Нади Селиной («Не лучше ли мне будет Живой в могилу лечь, - завывает Надя в исполнении трагически рано ушедшей из жизни Марии Зубаревой, - Живой в могилку лягу - Скажите: умерла..»), окончательно погружается в Мир колхозной нежити и уходит парторгом в колхоз. Лиричный инструктор райкома Евгений Иванович Лященко (Геннадий Фролов в мирдовженковском блокбастере Николая Литуса и Михаила Резниковича «Всего три недели...» по сценарию великого Виктора Богатырева), не найдя поддержки у районного партийного начальства в борьбе с крутым председателем сельхозартели «Луч» Игорем Кирилловичем Сивко (Михаил Матвеев), также уходит секретарем парткома в колхоз на место парторга Саблина - слабохарактерного подпевалы председателя-панка.
Колхозный парторг, занимающий нижнюю ступень (фактически, ссыльную должность) в масонской иерахии Камарильи, правящей Миром тьмы - обычно существо несамостоятельное, полностью зависящее от воли председателя-панка, как суетливый Сергей Сергеевич Волков (Анатолий Кузнецов в фильме Эдуарда Гаврилова и Валерия Кремнева «Встречи на рассвете» по сценарию своего тезки Анатолия Кузнецова, попросившего политического убежища в Великобритании через месяц после премьеры картины), или неразличимое в сумрачной тени готичного председателя, как простодушный Никита Федорович Егоров (Павел Волков в даркфике «Сердце не прощает»). Парторг решается бросить вызов своему всесильному председателю только по прямому указанию районного партийного начальства. Молодой колхозный парторг Глеб Грибов (Евгений Жариков в фильме Владимира Монахова «Любовь моя вечная» по сценарию Олега Стукалова-Погодина), подстрекаемый секретарем райкома партии Григорием Русовым (Николай Засухин), принимается травить авторитарного Председателя-панка Михаила Петровича Зубова (Анатолий Папанов), огрубевшего и озлобившегося на односельчан за 25 лет руководства колхозом. Колхозный парторг Райд (Хеленд Пеэп в фильме Игоря Ельцова «Под одной крышей» по повести Ганса Леберехта «В одном доме»), выполняя волю вновь назначенного секретаря райкома, энергичной и вдумчивой Сеппель (Айно Сеэп), наставляет на путь истинный зарапортовавшегося и отрицающего новые методы хозяйствования Председателя-панка Мари Пыдер (конечно же, Дзидра Ритенберга). Неискушенный парторг Норайр Мелойян (Армен Джигарханян в фильме Моко Акопяна «Воды поднимаются» по сценарию легендарного редактора альманаха «Рыболов-спортсмен» Хрисанфа Херсонского, укрывшегося под псевдонимом "Хрисанф Гюльназарян"), по команде из райкома начинает критиковать методы руководства своей родственницы - председателя Арев (величественная Метаксия Симонян), переставшей считаться с мнением колхозников.
Секретарь обкома (СССР, 1963г.)
Разработчики Готик-Панка, присягая на верность двум важнейшим корбукам Мира тьмы, созданным их предшественниками («Наш общий друг» и «Секретарь обкома»), делают - в полном соответствии с герметическим "символом веры" («что наверху, то и внизу») - ранее неприметного Парторга и невидимого (претендовавшего на место в рядах партийной Неписи) Секретаря Обкома полноправными участниками линейки наряду с занимающим центральную позицию в этой триаде Секретарем Райкома.
Великие мирдовженковцы - сценарист Виктор Богатырев и режиссер Николай Ильинский - не случайно дали своей первой совместной картине, созданной при участии Олега Ленциуса, название «Секретарь парткома». Избранная парторгом колхоза «Родина» принципиальная Полина Гончаренко (пугающая Людмила Полякова) начинает самостоятельно, без оглядки на районное начальство, жестко прессовать односельчан, выкармливающих уток в своих подсобных хозяйствах заныченной колхозной маслянкой, и вступает в противоборство с безвольным председателем Павлом Калиновичем Любарским (очередной председатель Михаила Глузского). «Надо давать срок за каждый украденный кочан кукурузы!» - трещит Гончаренко на очередном заседании парткома. Заседание - основная арена боевки в Готик-Панке; Гончаренко с равным успехом способна заседать прямо в поле на сельском сходе, на пионерском сборе в школе, посвященном теме «Коммунистическим трудом славен наш советский человек», в сарае МТС на бюро бригады механизаторов, на парткоме, обсуждающем подготовку к осеннему севу, и на бюро райкома: «Вспомните, о чем говорили на последнем Пленуме ЦК! - кричит она в лицо секретарю райкома Задорожной (Антонина Максимова) и, перезарядив обойму спеллов, делает контрольный выстрел: - Вот почему я особенно налегаю на факт соцсоревнования!» Готичному председателю остается лишь признать поражение, объясняя его своей сумеречной природой: «Ты ведь только черное и белое воспринимаешь, а я весь из оттенков состою», - с тоской признается он Полине.
Соратник Ильинского по Миру Dовженко Анатолий Буковский, взяв в сценаристы опытного Николая "Миколу" Зарудного, ответил на «Секретаря парткома» запоминающимся готик-панковским эпизодом «Здесь нам жить», в котором фанатичный секретарь парторганизации колхоза Яков Чигирин (Николай Мерзликин- Второй) терроризирует тружеников села Снигуры, призывая их честно глядеть в глаза друг другу. Принципиальный и требовательный парторг угоняет трактор, чтобы переборонить небрежно засеянное зазнавшимся знатным бригадиром Мироном Ковалем (монструозный Константин Степанков) поле, сам выводит на выпас коров вместо нерадивого скотника, пытается высушить сгноенное колхозниками сено и похищает из райцентра отходника Петро Шамрая (Борислав Брондуков), чтобы вернуть его в семью. Кульминация готик-панковской боевки - открытое боестолкновение Чигирина и Коваля на заседании парткома с взаимными обвинениями в принципиально неверном понимании методов партийной работы, где оруженосцами героев выступают влюбленные в Парторга зоотехник Катерина Богорад (жена режиссера Нина Антонова) и сестра Коваля, студентка третьего курса сельскохозяйственного техникума Яринка (Ирина Мицик).
Может показаться, что колхозный парторг - последний рубеж обороны готик-панковских каинитов, но мирдовженковец Виктор Богатырев, верный своей теме "погружения во Тьму" как первой стадии Магического Восхождения, вводит в игру еще двух персонажей с самых нижних уровней колхозной партийно-хозяйственной иерархии - колхозного комсорга и председателя народного контроля.
Фильм Поддубенские Частушки 1957
Секретарь первичной комсомольской организации (комсорг) колхоза - один из самых неприметных персонажей Мира тьмы. Его единственный прокачиваемый скилл - культурно-массовая работа, которой он отдается без остатка, как птичница из деревни Поддубки, комсорг Люба Ермолаева (Елена Рокотова в фильме Герберта Раппапорта «Поддубенские частушки» - экранной версии спектакля драматической студии Ленинградского Дворца культуры им. Кирова по одноименному рассказу Сергея Антонова в постановке Оскара Ремеза и Льва Шостака), безудержно генерирующая "озорные частушки", которые создателям фильма часто приходится обрывать на полуслове, оставляя зрителя в недоумении («Тракторист стоял и клялся, Что влюбился от души, А на деле оказался Насто...»). Озорства в Любиных частушках не больше, чем в первом концерте для оркестра Родиона Щедрина «Озорные частушки», рециклированном плодовитым композитором в одноименный балет (в 1970 году перенесенный на экран режиссерами Владимиром Граве и Виктором Смирновым) и оперу «Не только любовь», в либретто которой были использованы колхозные рассказы Сергея Антонова (под все тем же названием «Озорные частушки» в 1973 году ее экранизировали на «Мосфильме» дипломники ВГИКа Вера и Александр Токаревы).
Безумные попытки комсорга Ермолаевой бороться при помощи частушек с «заадминистрировавшимся» Председателем колхоза Василием Степановичем, решившим в приступе панковского самодурства разобрать построенную колхозными косомольцами птицеферму («Председатель Боровой Все качает головой») прерывает только внезапное появление высокого начальства - Инструктора райкома и, по совместительству, дочери председателя Настасьи Боровой (Маргарита Суворова).
Тем неожиданнее оказывается для игроков Мира тьмы встреча с главным героем мини-сериала Николая Ильинского и Виктора Богатырева «Юркины рассветы», по праву считающегося визитной карточкой Мира Dовженко. Освобожденный секретарь комитета комсомола колхоза «Заря коммунизма» Юрий "Юркеш" Хмель (икона Мира тьмы Валерий Рыжаков) - виртуоз готик-панковской боевки, непревзойденный мастер заседаний, занимающих две трети экранного времени. Одержимый идеей организации социалистического соревнования между комсомольско-молодежными агрегатами колхоза, Юркеш на изи проходит все уровни - заседание райкома комсомола, заседание совета бригады, заседание бюро комсомольской организации, заседание правления колхоза и общее комсомольское собрание, одерживая убедительную победу над председателем колхоза Александром Сергеевичем (Иван Краско), пытавшимся загнать комсомольцев в колхозное соревнование на общих основаниях. «Председатель передового колхоза проявляет политическую близорукость», - торжествующе кастует Юркеш убийственный спелл, стирая в пыль председателя-обидчика, уведшего у него невесту Аллу, и отправляется в поле надзирать за своими холопами («Вы тут почище обмолачивайте» - покрикивает комсорг) и выгонять их на воскресник латать раздолбанные дороги в обмен на вампирское обещание вечной молодости (именно так - «Обещание» - называется песня Марка Фрадкина и Роберта Рождественского, исполняемая за кадром Аллой Абдаловой и Николаем Соловьевым: «Заря взойдёт ещё не раз. А мы на свете будем жить, И молодость не кончится у нас»).
Вышедшая на пенсию принципиальная доярка колхоза им. Ленина Прасковья Семеновна Лихолетова (Любовь Соколова в фильме мирдовженковцев Александра Муратова и Виктора Богатырева «Осенние утренники») посвящает освободившееся время преследованию жителей родного села Скворечники, пытающихся укрепить свои подсобные хозяйства украденным с колхозной фермы молоком и гранулированными комбикормами, и вступает в противоборство с «потускневшим», утратившим инициативу Председателем Андреем Степановичем Нечипоренко (Николай Михеев), дающим взятки барашком нужному человеку - инженеру автохозяйства, запахивающим поля с урожаем помидоров и берущим заведомо невыполнимые социалистические обязательства. Лихолетова в сложном квесте пробивается на прием к первому секретарю райкома Сергею Анисимовичу Матушкину (Юрий Платонов), настаивая на сворачивании формального соцсоревнования, и на кульминационном заседании бюро парткома добивается назначения председателем группы народного контроля.
На районное партийное начальство поначалу уповает и новый принципиальный секретарь парткома колхоза-миллионера «Росме» Витолд (Янис Паукштелло в фильме Яниса Стрейча и Паулса Путниньша «В заросшую канаву легко падать») в своей борьбе с погрязшим в пьянстве и кумовщине председателем Вандером (Юрис Леяскалнс), но вскоре, узнав, что чудесные достижения Вандера основаны на неформальных контактах с районными бонзами в колхозной сауне, переоборудованной в райкомовский бордель, понимает, что помощи надо добиваться на уровне обкома.
"В заросшую канаву легко падать" драма КИНО СССР
В фильме Стрейча и Путниньша Секретарь Обкома еще не виден, но его позиция Неписи, парящей над схваткой хозяйствующих субъектов, уже пошатнулась. В Готик-Панке Секретарь Обкома становится одним из полноправных игровых персонажей, а «схватка бульдогов под ковром» (как охарактеризовал Черчилль в апокрифическом афоризме принцип византийской "маскировочной" управленческой традиции) выходит на поверхность. Не случайно великий режиссер Вячеслав Бровкин, известный широкому зрителю в первую очередь по алхимическому телетрактату «Следствие ведут ЗнаТоКи», дал заключительному фильму из своего телевизионного цикла о битве обкомовских магов «Политический театр» название «Трое на красном ковре». В эпизодах с участием Секретаря Обкома метаигровой шум сведен к минимуму (рулбук «Справочник секретаря обкома» с детальным описанием абилок персонажа - вещь непредставимая в системе Мира тьмы) – это, как правило, чистые словески, требующие от геймера максимального погружения и навыков свободного отыгрыша с использованием запретных полемических приемов.
В открывающем цикл «Политический театр» эпизоде «Два взгляда из одного кабинета» по сценарию матерого пропагандиста Федора Бурлацкого вновь назначенный Первый секретарь Обкома, резонер и демагог Василий Романович Широков (запинающийся Андрей Болтнев) пытается решить проблему дефицита продовольствия («В магазинах хлеб, сахар да крупа. Мясо - с перебоями, овощи - глаза бы не смотрели!») при помощи мощных партийных заклинаний, которыми он обменивается в ночной тиши своего кабинета со Вторым секретарем обкома Иваном Петровичем Стрешневым (вальяжный Петр Вельяминов), опытным аппаратным приспособленцем, отстаивающим свое право кошмарить садоводов-огородников, тщетно надеявшихся получить справки на вывоз продукции со своих приусадебных участков за пределы области. Сходным образом устроена магическая боевка в сериале Искандера Хамраева «Грядущему веку» по одноименному роману Георгия Мокеевича Маркова: вновь назначенный Первый секретарь Обкома, прогрессивно настроенный Антон Соболев (Юозас Киселюс) бросает партийные спеллы в засидевшегося на своем посту Второго секретаря Обкома Степана Степановича Томилина (Геннадий Воропаев), ретрограда и начетчика, покрывающего бесхозяйственного, безвольного и безынициативного секретаря райкома Романа Кузьмича (Михаил Глузский).
Трое на красном ковре. Телеспектакль из цикла "Политический театр". Встреча первая (1988)
Трое на красном ковре. Телеспектакль из цикла "Политический театр". Встреча вторая (1989)
Трое на красном ковре. Телеспектакль из цикла "Политический театр". Встреча третья (1990)
В многопользовательском боевике Валерия Гурьянова «Апелляция», сценарий к которому написал опытный Эдуард Володарский по мотивам одноименной повести Владимира Гребенюка, Первый секретарь Обкома Дмитрий Васильевич Плотников (Вячеслав Тихонов), преодолевая инертность Второго секретаря Обкома (Михаил Кузнецов) и заручившись поддержкой многоопытного председателя колхоза Ивана Степановича Миронова (непременный Всеволод Санаев), сражается с демоническим Первым секретарем Райкома Андреем Андреевичем Пастуховым (Всеволод Шиловский) и его пугливым подручным - Вторым секретарем Райкома Леонидом Владимировичем Балабановым (Игорь Ефимов) за душу исключенного из партии решением Бюро райкома за самоуправные действия прогрессивного главного агронома совхоза «Любавинский» Бориса Сергеевича Холмового (Владимир Конкин), отданного на растерзание райкомовским вампирам безвольным директором Григорием Афанасьевичем Гуриным (Вадим Лобанов). «На Бюро обкома поговорим! Я с вами не на жизнь, а на смерть буду бороться!» - бесстрашно бросает вызов обкомовскому бонзе Пастухов, умело ведущий свою игру по окончательному развалу сельского хозяйства во вверенном ему районе (именно он заставил агронома срезать площади под картошкой и засеять невсхожим ячменем высокоурожайное картофельное поле).
В «Троих на красном ковре» Вячеслава Бровкина по сценарию Романа Солнцева, подведшего итог своим исследованиям нравов обкомовской нежити в фильме Виктора Бутурлина «Торможение в небесах», новый молодой секретарь Обкома Андрей Андреевич Невзоров (Виктор Запорожский) пытается выступить арбитром в боестолкновении вошедших в клинч Председателя сибирского колхоза Михаила Ивановича Сошкина (Леонид Куравлев) и первого секретаря Райкома Виктора Ивановича Коновалова (непременный Владимир Самойлов). Советливый Председатель грозится сделать немыслимое - подать иск в прокуратуру на секретаря Райкома, умело создавшего критическое положение в сельском хозяйстве: именно он отдал распоряжение распахать и защелочить целинную степь, что привело к уничтожению плодородного слоя, и заставил председателя отправить молодняк на жертвенный убой для выполнения районного плана по мясу. Секретарь Обкома полагается в разрешении спора на традиционный сет магических заклинаний из «Продовольственной программы», но вскоре убеждается, что непримиримые соперники также владеют искусством партийной полемики.
«Есть элемент демагогии», - уважительно оценивает Невзоров скиллы Сошкина, названного Коноваловым «демагогом от сохи». Не помогает и отсылка секретаря Обкома к партийным авторитетам - тайным именам начальствующих духов-архонтов. Оказывается, что магическое искусство памятования имен - партийная эскапическая мнемоника - утратило свою сакральную силу: теперь каждый колхозник, включив новенький телевизор в "зале" своего благоустроенного коттеджа на центральной усадьбе, может нанизывать вслед за диктором программы "Время" бесконечно длинную цепь труднопроизносимых имен миродержателей: «...у трапа самолета высокого гостя встречали товарищи Капитонов, Долгих, Катышев, Зимянин, Рябов, Слюньков, Зайков, Воротников...»