Председатель-Биопанк.
Селюки для Председателя-панка - материал для затваривания и, одновременно, для подпитки Витэ. Главная цель Председателя в Колхозном Панке - сделать жизнь колхозников невыносимой. «Председатель с зоотехником частных коров хотят ликвидировать – продать колхозным фермам, - жалуется колхозник Лявон Чмых (Павел Кормунин в фильме Петра Василевского «Рогатый бастион» по пьесе Андрея Макаенка «Лявониха на орбите»), - А мы для них вроде бревна поперек дороги». Председатель (Сергей Блинников), безжалостно обрезающий приусадебные участки своих крепостных, добрался и до подсобного хозяйства Чмыха. «Руки у тебя с мозолями, но только мозоли ты эти нажил не на колхозном поле, – говорит он Лявону, – гнать тебя надо из колхоза, индивидуалиста». «Многим собственное корыто и корова заслоняют весь мир», - подакивают Председателю затваренные селюки на колхозном сходе. Символический обряд изгнания единоличника завершается распятием Лявона на придорожном кресте под палящим солнцем (именно так вампирские конклавы наказывают нарушивших закон) на глазах идущего мимо с песней боевой октябрятского отряда.
Председатель-панк - типичный представитель биовласти (биопанк), дозволяющий своим подданым жить только на условиях полного подчинения его воле и определяющий за них условия существования. «Что творилось в наших карманах до прихода председателя? В одном смеркалось, в другом заря занималась», – нахваливает крутого председателя колхоза «Луч» Сивко член парткома Звягинцев на партийном собрании в мирдовженковском сериале «Всего три недели...» по сценарию Виктора Богатырева. «Я только тем и занимался всю жизнь, чтоб у вас все было. По лезвию ходил, вас из бездны выводил!» - совестит колхозников председатель колхоза «Рассвет» Фома Лукаш (Михаил Кузнецов в фильме Валерия Гурьянова «Тайное голосование» по мотивам очерка Анатолия Стреляного «Трое в степи»), в упор расстреливая из ружья "частных" гусей, пасущихся в колхозной пшенице.
Председатель решительно пресекает попытки колхозников что-нибудь вырастить на своих делянках и тем, более, продать результаты своего труда, чтобы подержать в руках заветные живые "деньги". «Спекулянты!» - брызжа слюной, орет председатель колхоза «Новый быт» Виктор Ткачук (Кирилл Лавров в фильме Бориса Горошко «С юбилеем подождем» по сценарию Евгения Будинаса и Анатолия Кудрявцева) на деревенских старух, собравшихся у переправы, чтобы отвезти в город на продажу скудный урожай подсобных хозяйств, и в бешенстве топчет и раскидывает их котомки. «Я здесь и ГАИ, и милиция, - куражится Председатель колхоза Захар Платонович (Николай Михеев в фильме Таймураза Золоева и Валентины Проценко «Весна надежды»), самолично досматривая машину Гришки Заболотного, везущего в город на продажу выращенную сельскими старухами картошку, - Это уже спекуляция. Отвезешь картошку в овощехранилище!». Таким образом Захар Платонович решает сразу три задачи: селяне остаются без денег, горожане - без еды, а реквизированный картофель благополучно гниет в колхозном хранилище.
Председатель-панк знает, что если не весь картофель удастся сгноить на месте, на помощь придут партнеры по пищевой цепочке гнилого. «Горы овощей под открытым небом гниют, - притворно сетует начальник районной заготовительной конторы Семен Семеныч Федулов (Юрий Медведев в фильме Владимира Герасимова «Черт с портфелем» по сценарию Эсфири Бурановой, Василия Катинова и Алексея Яковлева), - Колхозники вдвое перевыполнили план, а складывать некуда». Фельетонист областной газеты «Радуга» Макаров (Николай Волков-младший), открывший для себя общеизвестный факт («Картофель в магазине гниет, а на колхозном рынке – как яблочко»), в поисках виновных отправляется в увлекательный стеллс-квест, и, пройдя на изи открытые "хозяйственные" уровни игры (Райисполком, Облпотребсоюз, Центросоюз, Промпищесоюз), утыкается в непроходимый даже с читами тайный "партийный уровень" (Silent Level), контролируемый Неписью (Гнилое - это часть режима Маскировки).
Когда Председателю-панку кажется, что колхозники зажились, кое-как приспособившись к созданным им невыносимым условиям, он начинает сдергивать их с насиженных мест. Руководитель крупного колхоза Джахонгир (Мухамеджан Рабиев в фильме Тахира Сабирова и Игоря Луковского «Ураган в долине») решает переселить привязанных к своей земле крестьян из высокогорного таджикского кишлака в Голодную степь, чтобы создать там передовой хлопководческий совхоз. Истязая несчастных колхозников, Председатель не делает исключения и для своей дочери Гульчехры (легендарная танцовщица Малика Калантарова, после завершения проекта "Мир тьмы" переселившаяся из Душанбе в Нью-Йорк), жестоко расправляясь с ней за робкую попытку "спекуляции". Авторитарный панк-Председатель молдавского колхоза Андрей Спиря (Михаил Волонтир в фильме Якоба Бургиу «Крутизна» по сценарию Владимира Бешлягэ и Вадима Рожковского), наоборот, собирается перенести на крутую гору лежащее в долине село Каса-Маре вместе с селюками, не желающими расставаться со своими крохотными огородиками, удобренными колхозным худеньким навозцем. С удовольствием демонстрирующий свою крутизну Спиря раскорчевывает старый сад на вершине горы а, встретив робкое сопротивление Марку («Сам все решать хочешь, тоже мне диктатор нашелся, - укоряет председателя колхозник в исполнении Григоре Григориу, - Но имей в виду, здесь тебе не Парагвай»), начинает крутить шашни с его юной невестой Таней (Евгения Тудорашку), безумной дочерью колхозного парторга бади Матея.
Всего три недели... Серия 1. Художественный фильм (1971)
Всего три недели... Серия 2. Художественный фильм (1971)
Особую ненависть председателя-панка вызывают робкие попытки селюков разнообразить досуг занятиями художественной самодеятельностью или спортом, в которых он усматривает зачатки неприемлемой самости. Председатель колхоза «Калев» Пальк (Ильмар Таммур в фильме Пээпа Касесалу и Юлия Фогельмана «Друг песни» по сценарию Эгона Раннета), считающий, что художественная самодеятельность отвлекает молодежь от работы, запрещает занятия хорового коллектива, в котором солирует его дочь - свинарка Малл (Леили Яэратс), обустраивает свинарник на месте, где проходили спевки и отказывает участникам хора в поездке на республиканскую олимпиаду. Председатель северо-осетинского колхоза Догоев (Олег Хабалов в фильме Роберта Меркуна «Пишите письма» по сценарию Павла Демидова) не дает участникам колхозного ВИА «Джигиты», в котором солирует его дочь Аза (Светлана Дудиева), отпуск для участия в республиканском фестивале. Председатель колхоза «Рассвет» Трофим Коляда (Алексей Бунин в фильме Михаила Слуцкого «В один прекрасный день» по сценарию Мирона Билинского и Климентия Минца) успешно саботирует попытки энергичного музработника Катерины Воропай (Екатерина Савинова) организовать в заброшенном клубе, «освещаемом только луной» (по словам зоотехника Путятина), самодеятельный колхозный оркестр, пока в ситуацию не вмешивается влюбленный в Воропай «задумчивый вампир» - секретарь райкома Сергей Юрченко (Дмитрий Дубов). Преодолевая сопротивление Председателя-панка, пытаются отстоять свое право на занятия спортом молодые узбекские колхозники под руководством агронома Асада в фильме «Встретимся на стадионе» Загида Сабитова и Юрия Калабина, любители трынты из молдавского села, вдохновляемые демобилизованным солдатом Кэлиной Шаптефрацем, в фильме «Сувенирные киоски» Анатола Кодру, и увлеченные сдачей норм ГТО косомольцы колхоза «Перемога» под началом дембеля-сержанта Данилы Кожемяки в фильме Сергея Параджанова и Олега Ленциуса «Первый парень».
Обстоятельства, заставляющие Председателя-панка пересмотреть свое отношение к художественной самодеятельности, могут быть или безвыходными, или совершенно фантастическими. Председатель передового нечерноземного колхоза Иван Савельевич (Вячеслав Невинный в фильме Евгения Герасимова «Не ходите, девки, замуж» по сценарию Сергея Бодрова и Натальи Митиной, вышедшем на экраны через 30 лет после «Ляны») решается на организацию самодеятельного фольклорного ансамбля лишь в последней отчаянной попытке вернуть в опустевшую деревню Большие Угороды сбежавших в город за женихами молодых работниц.
Председатель передового молдавского колхоза Степан Васильевич (Евгений Уреке в фильме Бориса Барнета и Валентина Ежова «Ляна») с такой легкостью подписывает заявления участниц художественной самодеятельности - звеньевой виноградарей Ляны и ее подружки Параскицы (Кюнна Игнатова и Муза Крепкогорская) - на поездку в Москву для выступления на Всемирном фестивале молодежи и студентов, что геймер невольно сверяется с выходными данными картины. Вышедшая на экраны 2 августа 1955 года - за два года до фестиваля, «Ляна» представляет собой уникальный образчик Колхозного Таймпанка: председатель потому так благодушен, что отправляет своих крепостных в будущее, сконструированное на экране с удивительной точностью в деталях, характерной для фантастики ближнего предела. Безумные таймпанковские видения демонстрируют зрителю создатели фильмов « Кавалер Золотой звезды» (колхозные поля обрабатывает опытный образец футуристического трактора на электрической тяге ЭТ, так никогда и не запущенный в производство), «Дело было в Пенькове» (трактористы-операторы осуществляют дистанционное управление сельхозтехникой при помощи мощных ЭВМ) и «Это начиналось так» (ютящиеся во времянке молодожены Антоновы из целинного совхоза прямо посреди поля под психоделическую музыку визуализируют свою будущую отдельную комнату в комфортабельном общежитии на центральной усадьбе).
moskovitza (с)