Хроники тьмы: Куркульская Готика.
«Много мужественных борцов за свободу и социальную справедливость родила украинская земля, - бодрым голосом зачитывает сторителлер Куркульской линейки казенные строки партийной характеристики на очередного инсургента, поднявшего ликанов на борьбу против царизма, - Среди народных героев, имена которых хранит человеческая память, не забыт и Устим Кармелюк. Его яркая, полная драматизма, самоотверженности и отваги жизнь, отданная борьбе с крепостничеством, воспета в народных песнях и думах».
Начинающий игрок может поддаться на провокацию Мастера игры и попытаться пройти многосерийный шутер Григория Кохана «Кармелюк» по сценарию ветерана Корейской войны Александра Сацкого, не дожившего года до всесоюзной телевизионной премьеры, за защитника крестьян - «украинского Робин Гуда» (как называл Кармелюка пролетарский писатель Макс Горький). Опытный геймер, знающий, что Кармелюка может убить только серебряная "заказная" пуговица, легко прокачает «предводителя крестьянского движения на Подолье» до кровожадного и сверхъестественного вампира, упорно творящего беспредел в отношении несчастных крестьян и старательно игнорирующего их обидчиков - шляхту и помещиков.
"Кармелюк" драма, исторический фильм КИНО СССР
Хорошее знание Лора помогает обойти расставленные Рассказчиком ловушки в других историях о «защитниках обездоленных крестьян» - гуцульском атамане Олексе Довбуше (герой одноименного фильма мирдовженковца Виктора Иванова, лидер карпатских опришков, заметно хромал на одну ногу после того, как брат Иван порубал его барткой) или атамане Кодр Тодоре Тобултоке из «Гайдуцкой баллады» Михаила Калика, Бориса Рыцарева и Ольги Улицкой, как и в многочисленных эпизодах закавказской региональной линейки "Хроник тьмы", посвященных «радетелям за крестьянское счастье». Прошаренный игрок, выбравший для прохождения фильм Карамана Мгеладзе «Перед рассветом» по пьесе Поликарпа Какабадзе, знает, что Алекси Гегечкори - одному из прототипов главного героя - «лесного брата» Парнаоза Морчадзе (Гурам Пирцхалава), вожака пробольшевистского крестьянского восстания 1918 года в горах Лечхуми, жестокого подавленного Народной гвардией, ампутировали ногу во время военных действий в Терской области. Свободное ориентирование в ролевой системе Мира тьмы позволяет игроку прокачивать таких персонажей закавказской линейки, как гачаг Наби (Гасан-ага Турабов в поставленном им совместно с Абдулой Махмудовым фильме «Кровавое поле» по пьесе народного поэта Азербайджана Сулеймана Рустама), возглавивший в конце XIX века вооруженное восстание крестьян Зангезурского уезда, Гатыр Мамед (Шахмар Алекперов в боевике Расима Оджагова «Мститель из Гянджабасара» по сценарию знаменитого дуэта кинематографических тьмаков - Михаила Маклярского и Кирилла Рапопорта), возглавивший в 1919-1920-х годах инспирированное большевиками крестьянское движение в Гяндже, или герои хачапури-вестернов - мелкий землевладелец Джото Алания (Гурам Пирцхалава в фильме Гено Ходжавы «Колхидская баллада»), фактически сделавший крестьян деревни Кобискари заложниками своей мести старому князю, отказавшемуся выдать за него красавицу-дочь Медею, загадочный разбойник-трансвестит Мате (Лейла Абашидзе в фильме Резо Чхеидзе «Майя из Цхнети» по пьесе Валерьяна Канделаки), вставший во главе крестьянского восстания, и мстительный Маци Хвития (Алек Габечава в фильме Георгия Шенгелая «Он убивать не хотел» по мотивам романа Антона Пурцеладзе), объясняющий неприкрытый разбой интересами борьбы против княжеского произвола в отношении грузинских крестьян.
«На дорогах юга России я видел жаркое небо, растрескавшуюся землю и людей, бегущих от голода, - бормочет сторителлер в биопике Андрея Чигинского и Игоря Василькова «Василий Докучаев», - Перед моими глазами проходили картины народного бедствия». Картинами крестьянского бесправия переполнены куркульские эпизоды "Хроник тьмы" из западноукраинской и балтийской региональных линеек - многочисленные экранизации новелл Михаила Коцюбинского («Кровавый рассвет» Леся Швачко, «Кони не виноваты» Станислава Комара, «Плачущая лошадь» Марка Донского), «Волчица» И. Полякова по одноименному рассказу Ольги Кобылянской, «Если бы камни говорили...» Юрия Лысенко по мотивам «Бориславских рассказов» Ивана Франко, «Обездоленные» Пеэтера Симма по роману Матса Траата «Были деревья, вещие братья», «Поют петухи» Мамертаса Карклялиса по одноименной пьесе Юозаса Балтушиса, «Холодная земля» Валдура Химбека и Антса Кивиряхка по роману Эдуарда Вильде «В холодную страну».
Шокирующие описания вызванных сельскохозяйственной политикой царских властей голода и нищеты дополняются в Куркульской линейке "Хроник тьмы" графическими сценами жестоких расправ с восставшими ликанами. Казачья лошадь убивает копытом потянувшегося за хлебными зернами сынишку вернувшегося с империалистической бойни в кишлак в родном Джетысу кузнеца-уйгура Азима (Ахмед Шамиев в фильме Алексея Очкина и Султан-Ахмета Ходжикова «Мы из Семиречья» по роману великого гражданина Казахстана Дмитрия Снегина «В городе Верном»). Карательный отряд под командой полковника Иванова (элегантный Вячеслав Шалевич в фильме Латифа Файзиева «Пробуждение» по одноименной пьесе народного писателя Узбекистана Назира Сафарова) эффектно подавляет Джизакское крестьянское восстание 1916 года, вызванное трудовой мобилизацией, отъемом земель, реквизицией скота и запретом на сбор хвороста - бессудно расстреливает декхан, сжигает целые кишлаки, уничтожает посевы, насилует женщин, конфискует нехитрый домашний скарб и мотыги. Вызванные из города казаки жестоко расправляются с поднявшими в 1905 году восстание полесскими крестьянами в фильме Владимира Корш-Саблина «Первые испытания», поставленном по мотивам трилогии Якуба Коласа «На росстанях». Жандармы расстреливают прикарпатских крестьян, в 1905 году решивших отнять и поделить помещичьи земли, в фильме мирдовженковцев Григория Кохана и Николая Макаренко «Хлеб и соль» по одноименному роману Михаила Стельмаха.
Особой свирепостью отличается жандармерия королевской Румынии, вынужденная пресекать многочисленные крестьянские восстания в Бессарабии, инспирируемые красными героями мамалыга-вестернов студии «Молдова-филм» - фронтовиком Михаилом (Валентин Куку-Бужор в фильме Валериу Гажиу «Тревожный рассвет» по роману чекиста-эминесковеда Константина Поповича «Зарево над Днестром»), подбивающим земляков захватить и вспахать помещичьи земли в Хотинском уезде накануне ВОСР, большевистским провокатором Козмой Калмацуем (Михаил Голубович в фильме Василия Паскару «Красная метель» по одноименной повести Георгия Маларчука), сжигающим родное село в неловкой попытке поднять по заданию ревгубкома восстание против Сфатул Цэрий в декабре 1917 года, и профессиональным партийным сидельцем Леонте Чеботару (Олег Янковский в фильме Николая Гибу «Гнев» по сценарию главного редактора комитета кинематографии Молдавской СССР Василия Худякова), освободившимся по королевской амнистии 1924 года, разгромившим с кучкой односельчан имение мадам Журжу (хищная Клара Лучко) и попавшим на скамью подсудимых знаменитого «процесса 500» - суда над участниками Татарбунарского восстания.
moskovitza (с)