Фантом: пришествие Горожанина.
К призрачной колонне возвращающихся в родные села Гайстов присоединяются Фантомы - горожане, внезапно решившие променять теплый сортир с пипифаксом и продовольственные заказы с сервелатом на неустроенное прозябание в колхозной деревне. Фантомами движут фантомные боли забытого (утраченного) родства, ведь "горожанин" - это, как правило, выходец из деревни в первом поколении. Под "городом" в насильственно урбанизированной советской цивилизации понимается не самоуправляемая коммуна как органический результат развития ремесленных цехов и вольных университетов, но выморочный гибрид военного ("аракчеевского") поселения и прилепившегося к нему раскрестьяненного посада. Но даже такой карго-"город" - лагпункт со спецкомендатурой и красным теремом (тюрьмой) на центральной площади (плацу) - остается для колхозников несбыточной мечтой («Городским хорошо: в пять закончил и вали себе на все четыре стороны, - с тоской говорит механизатор Юрка Гвоздик из «Полевой гвардии Мозжухина», - Хошь - пиво пей до посинения, хошь - в метро с девками катайся!»), а променявший его на деревню Фантом - подсадка в чужеродной оболочке "горожанина" - вызывает понятную настороженность.
Молодой ленинградский механик Игорь Малютин (Станислав Хитров в фильме Михаила Ершова «После свадьбы» по одноименной повести Даниила Гранина), направленный по комсомольской разнарядке в отстающий колхоз Новгородской области и столкнувшийся с непонятной ему культурой праздности, решает ввести в колхозных мастерских заводскую дисциплину - вводит табельный учет, требует бюллетени у "приболевших" работяг и поднимает их на работу "заводским" гудком, но вскоре - под влиянием начальника мастерских Анисимова, убежденного анимиста-лысенковца, «закаливающего станки холодом, как телят», проникается сельским безумием и, отклонив предложение вернуться на завод, навсегда остается в деревне Коркино.
ПОСЛЕ СВАДЬБЫ (советский фильм драма 1962 год)
Приехавшая из города новая школьная учительница Мария Нестерова (Артур Макаров написал сценарий фильма Валерия Лонского «Приезжая» для своей музы Жанны Прохоренко) вносит смятение в жизнь колхозного шофера Федора Баринева и всей деревни. Появление в колхозе студента-практиканта Вадима (Николай Бурляев в «Трын-траве» Сергея Никоненко и Виктора Мережко) с рассказами о городской жизни приводит к разладу механизатора Степана Калашникова с женой Лидой. Приехавшая в деревню одинокая скучающая горожанка Екатерина (Валентина Федотова в «Дамском танго» Суламбека Мамилова и Валерия Чикова) едва не разлучает колхозника Федора с женой и любимой дочерью. Городской скрипач Валериан Сергеевич («Год теленка» Владимира Попкова и Анатолия Стреляного), приехавший учить музыке детей сельской доярки Людмилы Никитиной, сходится с ее мужем - колхозным плотником Феодосием. Пианистка Киевской филармонии Лиза, приехавшая в овцеводческий совхоз, где учительствует ее бывший муж Глеб Иванович (Алла Ларионова и Николай Рыбников в готичном «Млечном пути» Исаака Шмарука и Виталия Закруткина), отбивает его у скромной телятницы Гани и, забыв о столичном комфорте, навсегда остается в безводных калмыцких степях.
Калмыцкие пески засасывают и городского рабочего Нарана («Амуланга» Леонида Ясеницкого и Олега Манджиева), направленного заводом в подшефный совхоз и без памяти влюбившегося прямо посреди весеннего окота овец в Амулангу - внучку старого чабана Мергена. Любовь к прелестным селянкам - популярная в Мире колхозной тьмы мотивировка необъяснимого на первый взгляд стремления Фантома во что бы то ни стало переселиться в деревню. Внезапно выспыхнувшей страстью к юной колхознице Ксении объясняет студент пединститута Игорь Приходько - герой фильма Вадима Лысенко и Валентина Ежова «Цветы луговые» - свое намерение оставить город и переехать в село Лужки. Механик Жигер из фильма Амангельды Тажбаева и Карима Танаева «Пора звенящего зноя» приезжает в казахский аул, чтобы подзаработать на ремонте сельхозтехники, и, полюбив колхозницу Алиму, навсегда остается на селе. Инженер-конструктор Михаил Щербаков (Олег Ефремов в «Командировке» Юрия Егорова и Николая Фигуровского) вместо отпуска едет в деревню Нечерноземья, чтобы помочь механизаторам собрать сконструированный им картофелеуборочный агрегат, знакомится с прелестной пасечницей Клавой (Светлана Карпинская), теряет голову и остается в колхозе. Максим Зозуля из мирдовженковского психоделик-панка Вадима Ильенко и Игоря Самборского «Зозуля с дипломом», влюбившись в Наталку Сурмач, молодую заведующую птицефермой в Соколовке, оставляет престижное и явно полученное по блату место продавца в мясном отделе киевского гастронома и устраивается на вакантную должность ветеринара в колхозе «Прогресс», чтобы, победив эпизоотию, завоевать сердце возлюбленной.
Колонну переселяющихся в деревню городских Фантомов возглавляют многочисленные врачи и деятели искусств. Молодой киевский врач Вероника (Марина Добровольская в «Возвращении Вероники» Игоря Болгарина и Вадима Ильенко) отказывается от места в ординатуре, расстается с перспективным женихом Вадимом и уезжает работать в больницу глухого целинного поселка. Молодой хирург Александр (Василий Лановой в фильме Василия Левина и Игоря Минутко «Здравствуйте, доктор!») под впечатлением от проведенного в деревне отпуска отказывается от работы над диссертацией и должности в столичной клинике и остается работать в сельской больнице. Молодой хирург Сергей (Евгений Киндинов в фильме Геральда Бежанова и Валентина Ховенко «Срочный вызов»), случайно оказавшись по вызову в мордовском селе Сидорки и познакомившись с совестливым местным врачом Жуковым, отказывается от научной работы и переводится из престижной клиники Саранска в сельскую больницу. Молодой доктор Сергей (Сергей Кошонин в фильме Вячеслава Сорокина и Эдгара Дубровского «Жил-был доктор...»), случайно оказавшись по вызову на селе и познакомившись с интеллигентным местным врачом Заостровцевым, решает остаться в деревенской больнице. Известный столичный хирург Нино (Лейла Абашидзе в фильме Сико Долидзе «Встреча с прошлым») приезжает в родное гурийское село на празднование сорокалетия колхоза, случайно оказавшись в местной больнице, проводит сложную операцию и, неожиданно узнав в пациенте своего бывшего мужа-насильника Акию, проваливается в темный колодец воспоминаний. Врач Вера Павловна (Любовь Румянцева в фильме Диамары Нижниковской и Александра Бизяка «Надежный человек» по мотивам романа Алеся Осипенко «Неприкаянный месяц»), ведущий специалист столичного НИИ генетических исследований и без пяти минут кандидат наук, случайно - как будто в каком-то зловещем сне - оказавшись в деревенской больнице, внезапно для себя проводит неотложную хирургическую операцию и решает навсегда остаться на селе.
В фильме Виктора Стороженко и Владимира Довганя «Золотые литавры» именитый скульптор (довженковский монстр Константин Степанков) приезжает в передовой колхоз, чтобы создать портрет Героя Социалистического Труда Меланьи Чобитько. Первая встреча разочаровывает и Меланью, и председателя колхоза Ивана Федоровича (причиной тому - сомнительная репутация столичных либертенов из художественной среды; достаточно вспомнить, как академический художник Николай Вербак, персонаж панковской «Калиновой рощи» Тимофея Левчука и Александра Корнейчука, приехавший в поисках легкодоступной крепостной натуры в колхоз своего друга Ивана Романюка, приговаривал, плотоядно оглядываясь по сторонам: «Девушки у вас одна в одну - стройные, смуглолицые!»), и самого скульптора, находящегося в глубоком творческом кризисе. Но увидев вдохновенную работу Меланьи и ее овощеводческой бригады в кукурузном поле, заезжая знаменитость решительно восклицает: «Никуда я не поеду! Я остаюсь здесь, я открою свою мастерскую под этим небом! Ясно?». Молодой скульптор из фильма мирдовженковца Альфреда Шестопалова «Долгое эхо» по повести Анатолия Михайленко «Обелиск» приезжает в село, чтобы высечь на памятнике имена деревенских жителей, сгинувших на войне, и понимает, что его место здесь, у этой могилы призраков. Молодой художник Андрей Криводуб из фильма Василия Витера и Юрия Бедзика «В защите не нуждаюсь» приезжает на село в поисках материала для картины о партизанском движении и открывает для себя новый призрачный мир.
Маститый писатель Салиджан Нартаев (Закир Мухамеджанов в фильме Хабиба Файзиева «Заповедный холм» по повести Латифа Махмудова «Холм с тюльпанами») через сорок лет возвращается в родной узбекский кишлак, откуда он бежал после убийства родителей басмачами, встречается с ужасными призраками прошлого и остается на селе, чтобы помочь местной детворе построить музей трудовой славы и школьный спортзал. Молодой режиссер Костя Сироткин (Владимир Шевельков в «Премьере в Сосновке» Аркадия Микульского и Валентины Спириной) приезжает по распределению в село Сосновку, пытается поставить в колхозном клубе драму Шиллера «Коварство и любовь» и понимает, что его место среди сельчан. Выпускница культурно-просветительного училища Любочка (Светлана Тома в фильме Феликса Слидовкера и Алексея Коркищенко «Дело было, да!?») приезжает по распределению в станицу Басалаевскую, пытается создать там народный ансамбль и, полюбив сумрачного председателя колхоза Степана, остается на селе навсегда. Амбициозная выпускница музыкального училища Люся (Ирэна Удотова-Кокрятская-Дубровская в фильме Ольгерда Воронцова и Бориса Шустрова «Вот такая музыка») приезжает по распределению в село Горбачи на должность заведующей клубом колхоза «Восход» и, проникнувшись ответным чувством к влюбившемуся в нее молодому председателю Семену, отказывается от карьеры эстрадной певицы и решает навсегда остаться в Нечерноземье. Молодой участник сьемочной группы Кишиневского телевидения Матей (Юлиан Флоря в психоделическом сканзен-панке Владимира Иовицэ «Свадьба во дворце» по сценарию Константина Кондря и Георгия Маларчука) приезжает в молдавское село, чтобы снять фольклорный сюжет о свадьбе в новом колхозном Дворце культуры, влюбляется в дочь Председателя Моцоя — красавицу Лину, выбранную на роль Невесты, и навсегда остается в колхозе. Выпускница театрального училища Маша Чубукова (Галина Федотова в «Летних снах» Виталия Кольцова и Анатолия Софронова) приезжает по распределению в кубанский колхоз руководить художественной самодеятельностью в новом Дворце культуры и, опьяненная вниманием местных мачо Казанца и Чайки и изрядными дозами «Кубанского игристого», решает связать свою судьбу с селом. Преподаватель киевской консерватории, народный артист Остап Остапчук (Роман Филиппов в фильме Алексея Мишурина «Дипломаты поневоле» по сценарию Ивана Стаднюка и Мирона Цепко) вместо очередного отпуска в Крыму отправляется в село Лебедянка, где руководит народным хором его друг Максим Шугай (Николай Шутько), и внезапно понимает, что его истинное призвание - броьба с колхозной Нехваткой: он остается на селе и помогает председателю колхоза Яценко (Маргарита Криницына) выбивать у Сельхозтехники новые дефицитные трактора.
moskovitza (с)