О людях и вине
1. Знакомство Хари с учёными
Сцена знакомства Хари со Снаутом и Сарториусом полна мелких деталей, ёмко характеризующих всех персонажей. Снаут пожимает её руку, неловко произнося «Здрасьте», а Сарториус вовсе отказывается её приветствовать. Хари видит детские фотографии и касается их со словами: «Какая прелесть», но Сарториус тут же закрывает их занавеской.
Мы понимаем, что Хари не зря тянется к изображениям детей: она сама не так давно появилась на свет и похожа на ребёнка. Из этой ситуации мы также понимаем, что у Снаута есть дети, а у Сарториуса их, видимо, нет, и он тщательно скрывает от себя и окружающих свою настоящую, человеческую (детскую) сторону.
Затем он сразу переходит к научному объяснению феномена «гостей», не замечая Хари и не признавая в ней самостоятельной личности («чудесный экземпляр», – характеризует он её).
2. Спор о науке и морали
Снаут уходит (поскольку не может определиться, как вести себя в такой ситуации и предпочитает игнорировать её). Крис и Сарториус остаются и заводят спор о том, что делать с Хари дальше: Сарториус предлагает провести анализ крови и вскрытие, а Крис считает, что это «всё равно, что отпиливать себе ногу». По сути, это продолжение ещё земного спора с Бертоном об истине и границах допустимого в науке. Только теперь Крис отстаивает ту точку зрения, которую он раньше оспаривал: теперь он утверждает, что наука должна подчиняться морали, а не наоборот. И, например, причинять боль любому существу ради открытий недопустимо. Это означает, что он меняется за время, проведённое на орбите Соляриса.
3. Двойник Хари – человек?
Спор непрост ещё и потому, что для Криса Хари – человек (у неё есть эмоции, чувство боли), а для Сарториуса – нет (у неё другой химический состав, она не способна существовать без поля Соляриса). И пока никто не может доказать другому свою точку зрения, потому что для этого потребуется ответить на сложный философский вопрос: что такое вообще человек? Что выделяет его среди прочих похожих на него явлений – животных, компьютеров, роботов? Философ Платон как-то определил человека как двуногое без перьев. И явно ошибся: разве количество ног делает живое существо человеком? А если он родился совсем без них, то что, он уже не человек?
В «Космической одиссее» Стенли Кубрика, которая так не нравилась Тарковскому, есть момент, где человекообразные обезьяны получают первые проблески сознания и сразу «разумно» поступают с костью, используя её как дубинку для убийства. По мнению Кубрика, в этот момент и появился человек разумный.
Но можно ли с ним здесь согласиться? Вот и Тарковский не согласился.
Автор романа «Солярис» Станислав Лем в основном не любил своих коллег по цеху, писателей-фантастов. Но для одного из них делал исключение: для Филипа К. Дика, даже отправил ему хвалебное письмо. В 1968 году Дик выпустил роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», который потом был экранизирован Ридли Скоттом под названием «Бегущий по лезвию». И там перед главным героем, полицейским, встаёт проблема: как отличать беглых андроидов, у которых есть воспоминания, какое-то самосознание, от реальных людей? У него для этого есть тест, но он то и дело подводит...
Так где же тогда те критерии, та грань, после которой существо может быть названо человеком? Этот вопрос ставится и Тарковским. Мы ещё посмотрим, как он на него отвечает.
4. «Виноват»
Нам уже приходилось отмечать, что в фильме отрицательные персонажи (каким, например, был Крис в начале) считают себя во всём правыми, а самые невинные наоборот говорят, что виноваты. Эпизод спора завершается тем, что Крис вдруг говорит Сарториусу, что он виноват, в том числе и перед ним. Это может показаться странным (они едва знакомы) вне христианского контекста. То, что Крис начинает испытывать, называется раскаянием. Это такое осознание своего несовершенства, без которого невозможно изменение в лучшую сторону...
Православный анекдот в тему:
Живут в соседних домах две разные семьи… Одни супруги всё время ссорятся, а у других всегда тишина и взаимопонимание. Однажды, позавидовав миру в соседской семье, жена говорит мужу:
— Сходи к соседям и посмотри, что это такое они делают, что у них всегда всё хорошо.
Тот пошёл, спрятался хорошенько и наблюдает. Вот видит, женщина моет пол в доме, вдруг что-то её отвлекло, и она побежала на кухню. В это же самое время её мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его, и вода разлилась.
Тут пришла жена и, извиняясь перед мужем, говорит:
— Прости, дорогой, я виновата.
— Нет, это ты прости, я виноват.
Послушал спрятавшийся сосед этот диалог и пошёл домой.
Дома жена спрашивает:
— Ну что, посмотрел?
— Да.
— Ну и что?
— Всё понял! У нас все правы, а у них все виноваты.
Плёнки и винил (с)