Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » «Солярис» расшифрованный


«Солярис» расшифрованный

Сообщений 11 страница 20 из 21

11

О людях и вине

1. Знакомство Хари с учёными
Сцена знакомства Хари со Снаутом и Сарториусом полна мелких деталей, ёмко характеризующих всех персонажей. Снаут пожимает её руку, неловко произнося «Здрасьте», а Сарториус вовсе отказывается её приветствовать. Хари видит детские фотографии и касается их со словами: «Какая прелесть», но Сарториус тут же закрывает их занавеской.

«Солярис» расшифрованный

Мы понимаем, что Хари не зря тянется к изображениям детей: она сама не так давно появилась на свет и похожа на ребёнка. Из этой ситуации мы также понимаем, что у Снаута есть дети, а у Сарториуса их, видимо, нет, и он тщательно скрывает от себя и окружающих свою настоящую, человеческую (детскую) сторону.

Затем он сразу переходит к научному объяснению феномена «гостей», не замечая Хари и не признавая в ней самостоятельной личности («чудесный экземпляр», – характеризует он её).

2. Спор о науке и морали
Снаут уходит (поскольку не может определиться, как вести себя в такой ситуации и предпочитает игнорировать её). Крис и Сарториус остаются и заводят спор о том, что делать с Хари дальше: Сарториус предлагает провести анализ крови и вскрытие, а Крис считает, что это «всё равно, что отпиливать себе ногу». По сути, это продолжение ещё земного спора с Бертоном об истине и границах допустимого в науке. Только теперь Крис отстаивает ту точку зрения, которую он раньше оспаривал: теперь он утверждает, что наука должна подчиняться морали, а не наоборот. И, например, причинять боль любому существу ради открытий недопустимо. Это означает, что он меняется за время, проведённое на орбите Соляриса.

«Солярис» расшифрованный

3. Двойник Хари – человек?
Спор непрост ещё и потому, что для Криса Хари – человек (у неё есть эмоции, чувство боли), а для Сарториуса – нет (у неё другой химический состав, она не способна существовать без поля Соляриса). И пока никто не может доказать другому свою точку зрения, потому что для этого потребуется ответить на сложный философский вопрос: что такое вообще человек? Что выделяет его среди прочих похожих на него явлений – животных, компьютеров, роботов? Философ Платон как-то определил человека как двуногое без перьев. И явно ошибся: разве количество ног делает живое существо человеком? А если он родился совсем без них, то что, он уже не человек?

В «Космической одиссее» Стенли Кубрика, которая так не нравилась Тарковскому, есть момент, где человекообразные обезьяны получают первые проблески сознания и сразу «разумно» поступают с костью, используя её как дубинку для убийства. По мнению Кубрика, в этот момент и появился человек разумный.
Но можно ли с ним здесь согласиться? Вот и Тарковский не согласился.

«Солярис» расшифрованный

Автор романа «Солярис» Станислав Лем в основном не любил своих коллег по цеху, писателей-фантастов. Но для одного из них делал исключение: для Филипа К. Дика, даже отправил ему хвалебное письмо. В 1968 году Дик выпустил роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», который потом был экранизирован Ридли Скоттом под названием «Бегущий по лезвию». И там перед главным героем, полицейским, встаёт проблема: как отличать беглых андроидов, у которых есть воспоминания, какое-то самосознание, от реальных людей? У него для этого есть тест, но он то и дело подводит...

«Солярис» расшифрованный
«Солярис» расшифрованный

Так где же тогда те критерии, та грань, после которой существо может быть названо человеком? Этот вопрос ставится и Тарковским. Мы ещё посмотрим, как он на него отвечает.

4. «Виноват»
Нам уже приходилось отмечать, что в фильме отрицательные персонажи (каким, например, был Крис в начале) считают себя во всём правыми, а самые невинные наоборот говорят, что виноваты. Эпизод спора завершается тем, что Крис вдруг говорит Сарториусу, что он виноват, в том числе и перед ним. Это может показаться странным (они едва знакомы) вне христианского контекста. То, что Крис начинает испытывать, называется раскаянием. Это такое осознание своего несовершенства, без которого невозможно изменение в лучшую сторону...

Православный анекдот в тему:

Живут в соседних домах две разные семьи… Одни супруги всё время ссорятся, а у других всегда тишина и взаимопонимание. Однажды, позавидовав миру в соседской семье, жена говорит мужу:
— Сходи к соседям и посмотри, что это такое они делают, что у них всегда всё хорошо.
Тот пошёл, спрятался хорошенько и наблюдает. Вот видит, женщина моет пол в доме, вдруг что-то её отвлекло, и она побежала на кухню. В это же самое время её мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его, и вода разлилась.
Тут пришла жена и, извиняясь перед мужем, говорит:
— Прости, дорогой, я виновата.
— Нет, это ты прости, я виноват.
Послушал спрятавшийся сосед этот диалог и пошёл домой.
Дома жена спрашивает:
— Ну что, посмотрел?
— Да.
— Ну и что?
— Всё понял! У нас все правы, а у них все виноваты.

Плёнки и винил (с)

0

12

О картинах и фильмах

1. Как с картины
После того, как Крис произносит, что виноват даже перед Сарториусом, то есть начинается его покаяние, обстановка на станции и, в частности, в его каюте начинает необъяснимо меняться. В фильме появляется всё больше отсылок к классическому искусству. Например, кто-то из зрителей заметил, что Хари выглядит похожей на героиню «Женского портрета в профиль», или «Портрета юной невесты» (по-итальянски La bella principessa, «Прекрасная принцесса»), загадочную картину, которую многие приписывают Леонардо да Винчи.

«Солярис» расшифрованный

Подобных отсылок в фильме, особенно ближе к финалу, бесчисленное множество.

2. Троица
Неизвестно откуда в каюте Криса возникает икона Андрея Рублёва «Троица».

«Солярис» расшифрованный

Её появление многозначительно. Сюжет, запечатлённый на ней, описывает ветхозаветную историю, когда к пожилым Аврааму и Сарре приходит сам Бог в виде трёх гостей и обещает, что престарелые супруги скоро станут родителями, а от их потомков произойдёт народ, который будет сохранять веру в единого Бога. Это сюжет встречи человека с Богом (что и произошло с Крисом на орбите Соляриса). Кроме того, сюжет развивает важный для фильма мотив отцовства.

«Солярис» расшифрованный

К Крису возвращается память (без которой человек не может быть до конца собой: мы – то, что мы помним), он размышляет о событиях, о которых годами предпочитал не думать, восстанавливает связи с самим собой. Возвращается у него и связь с культурой прошлого, к которой он раньше был равнодушен. Теперь икона начинает для него значит что-то очень важное. В свою очередь, режиссёр обращается к собственной памяти и добавляет в свой новый фильм перекличку с предыдущим – «Андреем Рублёвым».

3. «Прости»
Среди ночи является Снаут и предлагает Крису обсудить дальнейшие научные перспективы исследования Соляриса. Крис идёт с ним, но на полпути бежит обратно в каюту, убеждается, что с Хари всё в порядке, целует её и просит прощения.

При первом просмотре фильма зрителю может показаться поведение Криса необъяснимым. Только зная весь сюжет, можно понять, что все часы перед этим он вспоминал о своей давней вине, равнодушии, с которым когда-то оставил жену, после чего она покончила с собой. Он явно просил прощения у Бога перед иконой.

Теперь он становится другим человеком, и больше не может оставить её ни на минуту.

«Солярис» расшифрованный
После поцелуя Криса и Хари нам показывают поверхность океана. Солярис (играющий роль бога или чего-то близкого к нему в сюжете) наблюдает за переменами Криса и делает какие-то свои, нам неизвестные, выводы.

4. Кино в кино-2
После этого Крис и Хари садятся смотреть привезённые с Земли плёнки с домашними киносъёмки.

«Солярис» расшифрованный

С их помощью теперь и Хари обретает память (пусть и заимствованную) и всё больше становится человеком.

Мы не в первый раз видим, как герои фильма смотрят фильм (конференция учёных, обращение Гибаряна), но только в этот, единственный, раз кадры этого вставного фильма цветные. Процитируем здесь наше рассуждение из 4-й части наших разборов:

Можно заметить, что некоторые архивные съёмки в фильме цветные (о детстве), а некоторые – чёрно-белые (об учёных). Этим может подчёркиваться непосредственность мировосприятия ребёнка, его открытость переживанию жизни, в то время, как учёные, которые любят всё анализировать, в силу своей излишней рациональности теряют цветное видение.

«Солярис» расшифрованный
Кстати "фильм в фильме" у Тарковского - тоже своеобразная отсылка к приёмам классической живописи, где весьма частыми были "картины в картинах", обычно добавляющие дополнительные смыслы к изображённым сюжетам или рассказывающие о прошлом изображённых персонажей...

Буквально первый образ этих съёмок – костёр. О том, что в мире фильма огонь всегда связан с памятью, нам уже доводилось говорить. В кадре появляются отец и мать. Ребёнок (скорее всего, маленький Крис) бежит за отцом и падает, не догнав (как знак его отпадения от родственных связей в будущем)... Проходит время... И вместо матери, словно замещая её, в кадре появляется очень похожая на неё Хари.

«Солярис» расшифрованный

Проходя перед зрителем под музыку Баха, образы вызывают, наверное, у любого зрителя чувство ностальгии (давшее название итоговому фильму режиссёра).

Плёнки и винил (с)

0

13

О зеркалах и любви

1. Зеркало
Сразу следом за этим Хари подходит к зеркалу. Сначала она говорит, что совсем себя не помнит, а потом припоминает ссору с матерью Криса.

«Солярис» расшифрованный

«Солярис» был снят между Андреем Рублёвым и «Зеркалом». Интересно, что в каюте Криса словно обнаруживаются отсылки к обеим этим работам: мы уже говорили о таинственном появлении рублёвской «Троицы», и вот теперь мы видим зеркало.
В дальнейшем в картине планировалась и даже была снята целая сцена, построенная на мотиве отражения, «зеркальная комната», в итоге не попавшая в окончательный вариант, мы о ней ещё поговорим.

Фильм «Зеркало» – воспоминание, обращение к памяти как возвращение героя фильма к самому себе.

«Солярис» расшифрованный
Кадр из фильма "Зеркало"

Но уже и в «Солярисе» мы видим, что отражение – символ памяти. Перед ним Хари начинает видеть события прошлого (пусть и не своего) а значит, делает ещё один шаг в сторону формирования своей человеческой идентичности (личность – это то, что она о себе помнит).

Диалог заканчивается символично: вопросы Хари подводят Криса к событиям, мучившим его: к самоубийству жены. Он не желает возвращаться к ним и отходит от зеркала, словно прерывая ниточку воспоминаний. Хари поворачивает голову и видит на секунду текущую откуда-то воду (символ очищения, рождения нового, постоянный у Тарковского, буквально обрамляющий события как этого фильма, так и других).

2. Странная вина Криса
В следующей сцене происходит ещё один мучительный диалог-объяснение между Крисом и двойником Хари. Они говорит «я не та женщина», демонстрируя своё дальнейшее развитие как самостоятельной личности.

«Солярис» расшифрованный

А затем Крис наконец подробно рассказывает о самоубийстве жены, и только здесь зрители наконец-то получают ключ к пониманию его поведения: что это была за металлическая коробка у него в руках в начале фильма, и почему он так реагировал на самоубийство Гибаряна, и многое другое.

Вина Криса может показаться странной. Это видно, например, и по вашим, уважаемые читатели, комментариям:

Разве он совершил преступление ??!! Какое ??!! Она сама решила убить себя, совершив грех самоубийства... (Геннадий Фёдоров)
Грех в том, что он ушел от жены и она покончила с собой? В каком вероисповедании это является грехом? Или я что-то пропустил? (Лео 1970)

Крис никого не убил и не ограбил. Ну, поссорился с женой и ушёл, чтобы она успокоилась. А она, возможно, даже говорила, как всегда, что больше он её не увидит. У каждого в жизни такие ссоры происходят, что ж теперь, каждый раз внимание обращать?

Все эти рассуждения совершенно правильны, если мы понимаем любовь в обыденном современном смысле, как её показывают в сериалах или воспевают в популярных песнях. Что она приходит к человеку и приносит радость, а потом может уйти – и, значит, не судьба. Но ничего, придёт новая и т.д.

«Солярис» расшифрованный
Примерно как в популярном меме.

Но христианский образ любви (а Тарковский сам говорил, что видит смысл творчества только если оно о Боге, причём в христианском понимании) выглядит иначе.

Любовь – это в первую очередь работа. Не то, что нахлынуло и отхлынуло, а то, что ты своим трудом создаёшь. Каждый человек эгоист в своей основе, а в любви приходится эту свою эгоистическую основу с болью ломать. Любить – значит в первую очередь терпеть, а уже потом радоваться.

И вот когда-то в прошлом у Криса не хватило терпения и любви. Его гордость, желание непременно выйти из спора победителем взяли верх. И это при том, что он психолог по профессии, вроде как специалист по человеческой душе. Ну, а кто больше гордится, тот непременно глубже падает.

Можно посоветовать послушать давний, но всё ещё актуальный выпуск передачи радио «София», где разбираются христианские смыслы фильма. Кстати, в нём проводится и сравнение картины Тарковского и книги Станислава Лема, о чём чаще всего пишут в комментариях к публикациям из этой нашей серии.

После этого все обитатели станции соберутся вместе в окружении книг и скульптур. Им предстоит философский диспут и окончательное выяснение взглядов на науку, человека и Космос.

Плёнки и винил (с)

0

14

О сне и Дон Кихоте

1. Библиотека
То, что происходит в библиотеке на борту станции, – это философский диалог, когда все герои со своими разными взглядами собираются в одной комнате и обмениваются мнениями. Место для него выбрано неслучайно. Круглый стол, за которым все равны, картины, книги, скульптуры, добавляющие временное измерение этой сцене, отсылают к культурной памяти человечества. Обстановка напоминает комнату отца Криса с обилием скульптур, картин и книг. В обоих интерьерах даже присутствует бюст Сократа, философа, с которым связано понятие сократического диалога – метода, основанного на «проведении диалога между индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск». Именно это и происходит здесь в дальнейшем.

«Солярис» расшифрованный
Библиотека

«Солярис» расшифрованный
Дом отца Криса

Кстати,

Исполнитель роли Криса Донатас Банионис вспоминал: «Как я уже говорил, в Звенигороде, где мы снимали, был специально построен домик отца Криса Кельвина. А в нем находилась библиотека, где в углу стоял бюст Сократа. С нами была чья-то собака, если нужно было, ее снимали. И вот однажды собака, увидев вдруг бюст Сократа, замерла, не отводя от него глаз: хватала воздух, рычала и все смотрела, смотрела… Всем нам, бывшим там, было интересно наблюдать за ней. Казалось, она понимает, что видит бюст знаменитого философа».

Оба этих помещения служат хранилищами памяти. И неслучайно в библиотеке горят свечи – по логике, бесполезные на космической станции, они вносят в кадр стихию огня, который, как мы уже отмечали, у Тарковского всегда связан с темой памяти.

2. «Дон Кихот»
Чем дальше, тем больше фильм наполняется отсылками к различным произведениям культуры.

Когда в библиотеку входит пьяный Снаут, опоздав («на полтора часа», как отмечает всегда педантичный Сарториус), он подсовывает Крису книгу и заставляет его прочесть:

«Я знаю только одно: что покуда я сплю, то не знаю ни страха, ни надежд, ни трудов, ни блаженства; спасибо тому, кто изобрел сон — эту единую для всех монету, этот безмен и весы, выравнивающие вес короля и пастуха, мудреца и дуралея. Одно только мне не нравится во сне: говорят, что он очень смахивает на смерть.
— Никогда еще, Санчо, ты не произносил такой изящной речи».

«Солярис» расшифрованный
Книга Сервантеса с этой иллюстрацией Поля Гюстава Доре тоже есть и в доме отца Криса, и в библиотеке на станции.

Цитата, во-первых, служит характеристикой Криса, каким он стал к этому моменту: подобно Дон Кихоту он кажется безумным, нерациональным, двум учёным. Он рыцарь, верный своей Прекрасной даме.

Интересно, что у Лема в романе тоже упоминается Дон Кихот, но только при описании Сарториуса: «его худое лицо, все в вертикальных морщинках — так, должно быть, выглядел Дон Кихот, — ничего не выражало».

А, во-вторых, она комментирует тему сна, тоже немаловажного для фильма.

3. Смерть это сон
Обитающие на станции люди, как и все мы, живут, загнав свои самые неприглядные поступки глубоко в подсознание. И Солярис во сне вытаскивает из подсознания то, что отягощает их совесть. Как давно написали мне в комментариях, согласно христианской концепции, после смерти каждого из нас ждёт точно такая же встреча со своей совестью: спадут иллюзии самоуспокоения, и мы предстанем перед собой такими, какими были на самом деле, со всеми нашими бессовестными делами. В этом смысле приведённая цитата не зря уравнивает сон и смерть.

«Солярис» расшифрованный

4. Человеку нужен человек
Дальше следует монолог Снаута, в котором содержится, возможно, самая известная фраза из фильма о том, что человеку нужен не космос, а человек.

Отрывок из фильма "Солярис"( Андрей Тарковский ,1972 год)

Это, кстати, одна из линий противостояния между Тарковским и Лемом. Для польского писателя важнее оказывается трагическая невозможность контакта человека с инопланетным разумом, наделённым совершенно иным модусом бытия. Для Тарковского, в центре сюжета оказывается не проблема контакта с внеземным разумом, а внутренний мир человека.

Плёнки и винил (с)

0

15

Изъять концепцию Бога

1. Монолог Сарториуса
Как уже отмечалось, происходящее в библиотеке на борту станции, – это философский диалог, когда герои с разными мнениями свободно обмениваются ими. Наступает черёд высказаться Сарториусу, самому антипатичному режиссёру персонажу. Он ещё раз настаивает на том, что главная цель жизни человека – познание истины, которую он понимает как научную. А главным отличием человека от окружающего мира он считает сознание. С этой точки зрения (которую, кстати, в начале фильма целиком поддерживал Крис), пребывание Криса на станции бессмысленно: его общение с двойником жены как будто не ведёт ни к каким осязаемым научным открытиям. То, что происходит при этом в душе Криса, Сарториусу непонятно. И неслучайно нам крупным планом показывают, как на словах «человек создан природой, чтобы познавать её», он ударяет очками об стол и теряет стекло. Словно увеличительное стекло, древний инструмент исследователей, подводит учёного, не даёт ему заметить главного.

«Солярис» расшифрованный

Кстати, в сценарии монолог был длиннее на пару предложений, в которых Сарториус обвинял Криса в том, что тот перекладывает ответственность на Снаута.

2. Монолог Хари
Теперь единственный, кто ещё не высказал своей позиции в споре, – это Хари. Её речь тоже была изначально чуть длиннее, она начиналась со слов: «я понимаю, я не человек». Скорее всего они были удалены, поскольку противоречили происходящему: для Криса она уже вполне человек. Да и для Снаута, судя по поцелую украдкой, тоже. Теперь только Сарториус утверждает: «вы не женщина и не человек... вы механическая копия» и это даже несмотря на то, что Хари плачет, то есть явно проявляет человеческую эмоциональность.

«Солярис» расшифрованный

Кстати

Поневоле вспомнился другой культовый фильм 70-х: «Приключения Электроника», где Электроник как раз был механической копией мальчика Сыроежкина и признаётся всеми удачей своего создателя, вполне человеческим существом, когда проявляет эмоции.

В финале монолога Хари роняет книги (это, пожалуй, может означать отрицание книжного рационального познания) и безуспешно пытается пить воду, чтобы доказать Сарториусу свою человечность. Крис встаёт перед ней на колени в позе религиозного поклонения, очень похоже на то, как встанет в финале перед отцом (Хари, кстати, не зря напоминает мать Криса).

«Солярис» расшифрованный

Однако вся сцена оставляет чувство незавершённости: Крис так и не получает прощения, Хари не удаётся доказать свою человечность. Очевидно, что эволюция этих персонажей не завершена, и мы ещё посмотрим и обсудим, при каких условиях они приблизятся к своим целям.

3. Пьяный Снаут
Снаут с его гуманизмом тоже оказывается в тупике («хороший ты человек, только выглядишь плохо», – комментирует Крис, а Снаут отвечает, что имеет полное моральное право напиться. Понятно, что в таком контексте упоминание морали означает слабость его нравственной позиции. Пока Крис провожает его да каюты, он успевает назвать Сарториуса «Фаустом».

Эта отсылка к книге Гёте вполне логична: в начале её сюжета, когда читатели знакомятся с Фаустом, он находится в отчаянии из-за того, что прочитал множество книг, приобрёл всю возможную библиотечную мудрость, но так и не разгадал жизни. Это описание хорошо подходит и Сарториусу.

«Солярис» расшифрованный
Фауст подписывает договор с Мефистофелем.

Снаут также пытается острить по поводу невозможности контактов с Солярисом и предлагает кричать ему через люки станции или молиться... Здесь его пьяный монолог резко обрывается. Океан Солярис – это образ Бога в фильме, и молитва как форма обращения к Богу и есть путь контакта с Ним. Но герои как будто спотыкаются на этом моменте беседы. Вполне возможно, что Тарковский и сам не пошёл дальше, чтобы избежать придирок худсовета «Мосфильма»...

Но они всё равно поступили. После первого обсуждения были внесены следующие предложения:
...4. Изъять концепцию Бога.
5. Изъять концепцию христианства...

В следующем выпуске обсудим, зачем в фильме нужна картина Брейгеля и в чём смысл сцены в невесомости.

Плёнки и винил (с)

Отредактировано Алина (2020-12-11 08:24:31)

0

16

Об охотниках и невесомости

1. Охотники на снегу
Вбежав в библиотеку, Крис видит, что Хари невозмутимо сидит на столе и курит, рассматривая картину Брейгеля «Охотники на снегу». Из этого зритель может понять, что она уже достаточно самостоятельная личность и может подолгу обходиться без присутствия Криса рядом. Но, конечно, самый большой интерес вызывает картина, которую нам демонстрируют так долго (в оригинальном монтаже было ещё дольше), что это превращается в настоящую медитацию и заставляет задуматься: почему именно это произведение?

«Солярис» расшифрованный

Казалось бы, «Солярис» как фильм, насыщенный философскими и религиозными вопросами требовал бы каких-то более возвышенных сюжетов, например, у того же Брейгеля есть библейская «Вавилонская башня», которая говорит о тщетности попыток людей приблизиться к небу, оторваться от Земли.

«Охотники на снегу» же носят откровенно бытовой характер: вон перед гостиницей с разбитой вывеской собираются опалить свинью, бредут охотники домой почти без трофеев, на льду реки мальчишки играют в керлинг, у кого-то из крестьян загорается дом, и другие бегут к нему на помощь... Что здесь могло настолько привлечь Тарковского, что на мотивах этой картины он строит кадры своих фильмов?

«Солярис» расшифрованный
"Зеркало"

«Солярис» расшифрованный
"Андрей Рублёв"

Надо вспомнить, что режиссёр как раз избегал всего слишком величественного и пафосного. Например, отказался от изображения технического могущества мира будущего и даже некоторое время думал изобразить космическую станцию в виде обычной квартиры, где за окном висят сосульки.

Да, Брейгель изображает бытовое, даже низменное, но тем глубже проникает в вопросы бытия. Картина входит в цикл «Времена года» и уже этим связывается с проблемами течения жизни. Зима в таких циклах (хоть живописных, хоть музыкальных) соответствует зрелости, времени подводить итоги прожитого.

Сцена изображена с нереальной, приподнятой точки зрения, как будто художник мог парить над землёй, благодаря чему охватил взглядом невероятное пространство с загибающимся кверху горизонтом (горы, появляющиеся в глубине картины, на самом деле не характерны для ландшафта Голландии).

«Солярис» расшифрованный
Брейгель "Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц" и кадр из фильма "Зеркало" А. Тарковского. Ещё одно пересечение творчества двух мастеров.

Это мир, хоть и погружённый в мелкие повседневные заботы, но всё равно тоскующий по утраченному высокому. На вывеске гостиницы изображён святой, стоящий на коленях (как Крис в финале фильма), эта вывеска расколота. Рядом с церковью, обозначенной шпилем, никого нет.

«Солярис» расшифрованный

Как и в «Солярисе», на полотне представлены все четыре стихии. Так что это картина о мире, пространстве и времени, быте и бытии.

Хари смотрит на это всё своим инопланетным взглядом, пытаясь постичь изображённое. В её сознании явно всплывают кадры из домашних фильмов Криса. Всё активнее работает её память, всё лучше она понимает людей Земли, их быт и искусство, всё больше очеловечивается.

Как читать искусство: История о слепоте. Питер Брейгель старший

Можно познакомиться любопытным разбором картины в контексте творчества художника.

Кстати, после Тарковского картина Брейгеля стала часто цитироваться в других произведениях. Например, художниками.

«Солярис» расшифрованный
Фёдор Куницын "Васькины сны". 1990

«Солярис» расшифрованный
Валерий Елисеев"Отец" Из цикла Посвящение Андрею Тарковскому, 1990-1992

И кинорежиссёрами. Например, фанат Тарковского Ларс фон Триер использует в чём-то похожую ситуацию: у героини его фильма «Меланхолия» есть дар предвидения, и она знает, что Земля скоро погибнет. Она не знает, что делать, но в одном кадре она ставит на полку книгу, раскрытую на репродукции с «Охотниками на снегу», словно готовясь проститься со всем, что заключает в себе эта картина.

«Солярис» расшифрованный

2. Невесомость
Следом в фильме наступает ещё один удивительный момент: как ранее предупреждал Снаут, из-за поворота станции на ней наступают несколько минут невесомости, и Крис с Хари парят в библиотеке в окружении книг, картин и свечей.

Солярис сцена с невесомостью Артемьев Bach Remix 2

Критики давно уже обратили внимание, что такого рода левитация – постоянный мотив фильмов Тарковского. Чаще всего он наступает, когда герои влюблены. И эта любовь отрывает их от земли, помогает взлетать ближе к небу.

Вот, например, в «Ивановом детстве» влюблённые в поцелуе повисают над окопом.

«Солярис» расшифрованный
Как это снималось...

«Солярис» расшифрованный
...и сам этот хрестоматийный кадр.

Помимо этого, обнимающиеся Крис и Хари отсылают картине Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях».

«Солярис» расшифрованный

Это не просто образ весёлой семейной жизни, а моральная притча. У картины есть и другой заголовок: «Блудный сын в таверне», и она иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13:

«По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно».

Рембрандт одной деталью вносит в царящее веселье грозное напоминание о развитии этой истории: на стене видна грифельная доска — знак того, что рано или поздно за всё придётся платить.

К теме блудного сына художник вернётся 31 год спустя — в финальной картине «Возвращение блудного сына». Её Тарковский цитирует в последних кадрах «Соляриса».

Таким образом, фантастическая история психолога из будущего Криса, отправившегося выяснять, что происходит на далёкой космической станции, превращается в вечный сюжет о потере и поисках Бога.

В следующей части обсудим, возможно, самые мучительные сцены фильма.

Плёнки и винил (с)

0

17

Бред и стыд

1. Ссора, которую не увидели зрители

До окончательного монтажа далее следовала сцена, вырезанная впоследствии, где у Криса с Хари происходила размолвка. Разберём и её.

Вот удивительно: только что мы видели возвышенную сцену, где Крис и Хари парили в невесомости посреди библиотеки, освобождённые от всего земного силой своей любви, как вдруг в следующей происходит прямо противоположное: они сидят за столом, едят и ругаются.

«Солярис» расшифрованный
Явный контраст этих эпизодов был вызван особенностями художественной манеры  режиссёра. Он не терпел ничего слишком пафосного и возвышенного. Эта сцена возвращает и героев, и зрителей к реальности.

Давайте прислушаемся к ссоре и попытаемся понять место этого фрагмента в логике развития сюжета: почему после демонстрации самой одухотворённой неземной любви герои ведут себя так мелочно?

Мы понимаем, что Хари стала уже вполне самостоятельной личностью, но при этом о себе дают знать её отрицательные черты: «С тех пор, как я могу оставаться одна, у меня стал портиться характер». И она обвиняет Криса в том, что он любит не её, а свою Хари.

Как знакомо: каждому из нас в отношениях кажется, что нас любят неправильно, недостаточно сильно, не так, как нам хотелось бы. Но во всех заповедях, касающихся любви, нигде не говорится, что нас будут любить в ответ. Их смысл в том, чтобы мы отдавали любовь, а не требовали её от других. В противном случае это эгоизм. А эгоизм — корень всякого распада.

«Солярис» расшифрованный

Крис же говорит, что она «ведёт себя так, как будто он в чём-то виноват перед ней». Мы уже не раз касались темы вины в фильме и обращали внимание, что лучшие герои чувствуют свою вину, в то время, как антипатичные режиссёру, напротив, уверены в своей правоте. Крису, по-видимому, кажется, что сейчас, когда он любит неземного двойника Хари, он искупил свою вину перед женой, символически получил от неё прощение. Поэтому голос его совести начинает притупляться.

Эта сцена говорит о том, что путь к лучшему себе никогда не идёт только вверх и вперёд, это путь падений, когда человека тянет к земле тяжесть его врождённого эгоизма и самооправданий, от которых так трудно избавиться, но которые мешают отношениям, разделяют людей. Видимо, эта тема разделения, разъединения и объясняет наличие в кадрах сначала медицинских ножниц в прозрачном кувшине с водой, а затем ножа, который Крис швыряет на стол.

Однако эта сцена слишком осложняла повествование, выбиваясь из общего тона.

2. Новое самоубийство
...С грохотом, заставляющим вздрогнуть любого погружённого в свои мысли зрителя, разбивается посуда. Пар поднимается от осколков как душа, покидающая тело. Это Хари в который уже раз гибнет на глазах Криса, выпив жидкий кислород. И опять из-за него. Трудно себе даже представить, что он мог вспоминать и переживать в эти моменты.

«Солярис» расшифрованный

Интересно, что в тексте Лема вся сцена переведена в научно-медицинскую плоскость:

Туча белых хлопьев кружилась над завернутым в купальный халат телом, которое едва шевелилось на полу. Это была Хари. Я с трудом разглядел ее в этом ледяном тумане, бросился к ней, схватил, халат обжег мне руки, она хрипела. Я выбежал в коридор, миновал вереницу дверей. Я уже не чувствовал холода, только ее дыхание, вырывающееся изо рта облачками пара, как огнем жгло мне плечо.

И дальше Крис из романа пытался найти лекарство, чтобы оживить Хари.

В фильме эпизод лишён всякой суеты, события происходят внутри героя. Внешне он по сути просто ждёт её воскрешения, будто заранее зная, что оно произойдёт.

Кстати, в приведённом ниже интервью Наталья Бондарчук рассказывает много забавных случаев о съёмках, и особенно интересно о том, как снималась сцена воскресения.

Наталья Бондарчук о работе над фильмом "Солярис"

В последующем коротком диалоге со Снаутом звучит самый тяжёлый для него сейчас вопрос «что дальше?». И эта, и последующие сцены относятся к самым эмоционально тяжёлым, буквально мучительным. Крис словно проходит своим персональным крестным путём.

Но без креста нет ни воскресения, ни вознесения.

3. Бред
Страдание Криса на экране передаётся его явно болезненным состоянием: он ходит пошатываясь, говорит словно бессвязно. Его спутанное состояние сознания акцентируется и беспрестанно скользящими движениями камеры. Но в этом состоянии, когда рациональный ум начинает отказывать, к Крису приходит несколько озарений. Например, после краткой встречи со Снаутом, он вспоминает Гибаряна и произносит: «Стыд — вот то чувство, что спасёт человечество», и в эту секунду экран озаряется светом от какого-то прибора в коридоре станции, подчёркивая правоту его слов.

«Солярис» расшифрованный
Крис страдает, но движется к свету.

Следующие эпизоды происходят в необычном «духовном пространстве», где смешиваются времена и люди. В следующий раз поговорим о них , в том числе и о самой знаменитой сцене, не вошедшей в «Солярис»: загадочной «зеркальной комнате».

Плёнки и винил (с)

0

18

О магическом театре и маме

1. Внутренний космос

«Солярис» расшифрованный
Момент съёмок: Хари и мама Криса являются ему в бреду в каюте космической станции.

Следующие несколько минут фильма особенно трудны для анализа. События разворачиваются в сознании Криса, соединяя разные времена и места в силу прихотливых ассоциативных связей. Здесь мы погружаемся во внутренний космос героя, который интересовал режиссёра больше, чем космос внешний, и все образы и идеи фильма начинают собираться воедино. В первоначальной версии Крис впадал в свои тяжёлые сновидения после фразы Хари «это я во всём виновата», вновь актуализировавшей тему вины и совести. После этого (и в черновой, и в окончательной версиях картины, разве что в первой чуть дольше) происходило наложение образов: Хари превращалась в молодую мать Криса.

«Солярис» расшифрованный

2. Зеркальная комната
Не попавший в окончательный вариант фильма эпизод в зеркальной комнате является легендарным: много лет о нём ходили слухи. А когда у зрителей наконец появилась возможность увидеть его, он удивлял своей красотой и загадочностью, и сегодня по его поводу написано немало интерпретаций. Попробуем добавить ещё одну.

«Солярис» расшифрованный
Сцена начиналась с того, что Хари вдевает нитку в иголку. Этот древний жест означает, что она сшивает, собирает расколотую личность Криса.

Одно время Тарковский интересовался творчеством писателя Германа Гессе, и в его бумагах остались ясно выраженные намерения экранизировать его романы. В одной из самых известных книг писателя «Степной волк» главный герой Гарри Галлер попадает в магический театр, а по сути, как и Крис, в глубины своего сознания. И первое, что он там видит, — необычное зеркало, показывающее не просто его лицо, но множество лиц и состояний. С этого для Гарри начинаются его изменения: с понимания, что в нём уживается множество личностей, как для любого святого путь к внутреннему развитию начинается с осознания своей тёмной, греховной стороны.

«Солярис» расшифрованный
Кадр из экранизации "Степного волка" 1974 года. Галлер видит своё звериное лицо...

«Солярис» расшифрованный
И своё мудрое лицо...

«Солярис» расшифрованный
...и все их вместе. Интересно, что оператор этой экранизации Свен Нюквист (бессменный помощник Ингмара Бергмана) позднее работал и с самим Тарковским.

Горящая бумага и мелькнувший кадр из поездки по Токио в галлюцинациях Криса знаменуют прощание с чем-то из прошлого и движение вперёд.

Но из «Соляриса» всё, что было связано с зеркальной комнатой, исчезло: для режиссёра сцена была слишком красивой и величественной, а любая лишняя красивость и возвышенность были ему чужды.

«Солярис» расшифрованный
Тарковский на съёмках эпизода.

Зеркальная комната исчезла из фильма не совсем. В прокатной версии, когда Крис просыпается, рядом с его постелью вместо белого интерьера каюты мелькает кусок зеркального пола и стены — это и есть остаток выпавшего эпизода.

«Солярис» расшифрованный

3. Мама
Декорации меняются, и мы оказываемся в доме Криса. Он обнимает мать (через несколько минут экранного времени он в той же локации встанет на колени перед отцом), таким образом, примирившись со своими родителями, памятью о прошлом. В момент объятия он смотрит ей через плечо и видит ту самую металлическую медицинскую коробку, которую он с таким отчуждённым видом держал в руках в первые секунды фильма. Теперь в ней молодые ростки как знак ожившей, открытой для любви души Криса. На столе лежат яблоки, снова целые, а не надкушенные, как в начале, намекавшие там на первородный грех. Наше внимание задерживает на себе и старинный охотничий рог, висящий на стене — а это уже из картины Брейгеля «Охотники на снегу», такой важной для очеловечивания Хари. Скоро мы увидим в доме и саму эту картину, хотя её точно там не было в начале. Затем мать начисто отмывает грязь с рук Криса (а помните, как в начале фильма он сам пытался это сделать, но не смог завершить действие?), и он вдруг плачет, как ребёнок, слезами очищения. На этом видения заканчиваются.

В следующей части поговорим о том, как дальше развиваются отношения между учёными и Солярисом. Мы выходим на финишную прямую.

Плёнки и винил (с)

0

19

Только любовь делает человека человеком

1. Последнее самоубийство Хари
Сцена болезненного бреда Криса построена по кольцевому принципу: в её начале Крис выходила из каюты и на её месте появлялась мать. В конце видений Крис просит мать не оставлять его, но она выходит в темноту через дверь комнаты, а уже очнувшись, он несколько раз произносит имя Хари. В каюте осталась и накидка, в которой мы видели обеих женщин в начале сновидений.

Но затем Снаут читает ему вслух записку Хари, из которой мы узнаём, что её больше нет в живых. Ещё одно самоубийство? Не совсем.

«Солярис» расшифрованный
Если подумать, из-за чего настоящая Хари, жена Криса, покончила с собой в пылу ссоры, то, пожалуй, главными её мотивами окажутся обида и желание мести. Когда её Хари-двойник выпила на станции жидкий азот, то ею двигало желание вырваться из мучительно трудной ситуации, где они с Крисом никак не могут быть вместе. Обе они не думали о том, чего это будет стоить Крису.

А вот её новый уход Снаут комментирует: «Она сделала это ради тебя». Её поступок оказывается настоящим самопожертвованием ради Криса и его коллег и как ничто другое доказывает, что Хари стала человеком. Ведь кроме человека никто в мире не способен сознательно, преодолевая природный эгоизм, пожертвовать собой ради близких.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Евангелие от Иоанна 15:13

2. Как всё изменилось
И в финале видно, как жертва Хари действительно меняет ситуацию к лучшему.

«Солярис» расшифрованный
Интересно: в каюте Криса из ниоткуда оказываются рядом и тот самый кувшин, из которого мать поливала ему руки в видениях, и коробка для шприцов, которую Крис держал в начале фильма. Коробка напоминает о грехе Криса, а кувшин — о том, что он своей любовью, раскаянием и страданием очистился от него.

Сарториус, самый неприятный персонаж фильма, перестаёт участвовать в действии и диалогах. Последний раз мы его видим, когда он, непривычно молчаливый, уходит в глубь кадра по пустому коридору станции под рассказ Снаута о том, что и океан Солярис тоже изменился.

«Солярис» расшифрованный
Он подбирает мяч, похоже, оставленный кем-то из «гостей» и играет им. Нам не дано узнать, о чём он думает, но мы можем понять, что и он извлёк некий урок из всей истории, и что в нём просыпается тоже что-то человеческое, детское.

Снаут выглядит посвежевшим, и в библиотеке (в фильме здесь всегда происходит столкновение философских позиций героев) ещё раз говорит о своих взглядах: лучше до последних дней не думать о смысле жизни, просто быть счастливым и не заниматься подобными проблемами. Видно, что эта гуманистическая и материалистическая по своей сути философия сейчас совсем не устраивает Криса: «А когда они наступят, эти последние дни?»

3. Ухо
Именно здесь режиссёр прибегает к одному из самых странных визуальных решений всего фильма: камера медленно приближается к лицу Кельвина и затем показывает сверхкрупно его ухо. Именно в это мгновение Крис говорит Снауту: «Вопрос — это всегда желание познать, а для сохранения простых человеческих истин нужны тайны».

«Солярис» расшифрованный
Причём по воспоминаниям участников съёмочного процесса сам Тарковский в шутку или всерьёз произнёс, что «тот, кто не понимает этот кадр, ничего не понимает в кинематографе».

Давайте ваш автор единственный раз поступит тоже неожиданно и не станет пытаться объяснять этот момент. К публикациям каждый раз собирается не один десяток тонких, умных комментариев, которые всегда очень интересно читать. Пусть ухо Криса и останется той загадкой, которую можно разгадывать в комментариях: делитесь своими размышлениями, как вы понимаете этот кадр.

4. Ростки
В последних сценах возникает всё больше перекличек с первыми кадрами. В самом начале мы видели, как колеблется в воде трава, а затем камера переходила на отстранённого Криса, державшего в руках медицинскую коробку с почвой, которую он собрал на память о Земле. И вот почти в самом финале мы видим, как в этой коробке взошли ростки (конечно, служащие параллелью к воскрешению Криса). Они тянутся к иллюминатору, через который льётся свет Соляриса.

«Солярис» расшифрованный

Затем в кадре появляются уже знакомые нам по началу фильма травы в воде (то есть образы возникают в обратном порядке). Так осуществляется переход к итоговой сцене всей картины.

5. Снова Бах
В ключевые моменты фильма в нём звучит музыка Баха (условно обозначая начало, середину и конец). И вот этот лейтмотив возвращается вновь. Тарковский неслучайно в качестве главной музыкальной темы для фильма выбрал хоральную прелюдию фа минор Баха Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ («К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе»), подчёркивая религиозный, сакральный смысл происходящего на глазах зрителя возвращения человека к милосердному Отцу.

И электронная обработка Эдуарда Артемьева соединяет разные эпохи и придаёт ей вневременное и космическое звучание.

Есть хорошее видео, где композитор подробно рассказывает о своей работе над музыкой к «Солярису».


Эдуард Артемьев о работе над фильмом "Солярис"

6. Возвращение
...Мы снова в том же пейзаже, с которого начинался фильм. Даже костёр ещё дымит на том месте, где Крис пытался сжечь своё прошлое накануне отлёта.

«Солярис» расшифрованный
Только выглядит этот пейзаж теперь иначе: без травы и листьев. Это мир в начале своего творения, начинающийся заново, ещё хаотичный.

В доме на книги, медицинскую коробку, спину отца течёт вода, поднимается пар.

«Солярис» расшифрованный
Этот островок реальности создан Солярисом, и в нём пока не всё на своих местах.

Отец выходит на крыльцо, и Крис опускается на колени и припадает к нему, создавая ожившую композицию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

«Солярис» расшифрованныйМежду двумя сценами, которые происходят в этом доме, Крис изменился: вспомнил о грехе, который давно мучил его, отделял от других людей, но о котором он предпочитал не вспоминать. Получил второй шанс встретиться с покойной женой. Понял, что значит быть человеком. Испытал пробуждение совести и раскаяние. Полюбил. Примирился (пусть и символически) с родителями. Понял, что его рай — отцовский дом, «построенный ещё дедом», связанный с традициями, временем... Это покаяние и понимание того, что Отец милосерден и есть возвращение к нормальной жизни, уход от греха.

«Солярис» расшифрованный
Картина Рембрандта соответствует притче из Евангелия от Луки: «Встал и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться».

После этого камера поднимается высоко над домом и мы смотрим на сцену с небесной высоты, одновременно понимая, что место действия — Солярис.

О чём же был этот фильм? Для краткости процитирую подходящий комментарий подписчика Юрия Ж. к одной из предыдущих частей.

Этот фильм о том, что только любовь делает человека человеком. И что человек должен сохранять любовь даже в самых нечеловеческих условиях. Процитирую Кельвина: «Может быть, и космос дан нам только для того, чтобы мы, впервые в человеческой истории, смогли ощутить не просто отдельного человека, а всё человечество как объект для любви». Вот так, от любви к отдельной женщине до любви ко всему человечеству.

На этом фильм завершён и завершены наши разговоры о его образах (а продолжались они полтора года, первая часть вышла весной 2019-го). Но ещё не наша серия публикаций.

Плёнки и винил (с)

0

20

Семитриада

                                 Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три.

Ты сделаешь все то
что я скажу
и превратишься
в маленькую фею
и крылья будут
у тебя
большие
на них ты можешь
даже улететь
но дело ведь
не в этом
ты простая
и любишь чудеса
совсем как в детстве
так вот
они случатся
чудеса
перевернётся небо
вверх ногами
и мы с тобой
останемся одни
на белом свете
посреди любви
которая как волны
заласкает
и выбросит
на золотой песок
где будет солнце
милое как нежность
и вечное
как первая любовь.

Автор: Сергей Носов
Ты сделаешь всё то

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » «Солярис» расшифрованный