Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » «Солярис» расшифрованный


«Солярис» расшифрованный

Сообщений 1 страница 10 из 21

1

О вырезанных титрах, музыке и первых кадрах

Фильм « Солярис» Андрея Тарковского – одна из главных картин за всю историю отечественного кинематографа и одна из вершин нашей культуры. Однако многим зрителям он кажется сложным для понимания. Действительно, режиссер вдохновлялся не столько романом Станислава Лема, послужившим литературной основой сюжета, сколько духовно-религиозной живописью, музыкой и литературой, превращая каждый кадр в своеобразную икону (перед этим он снял «Страсти по Андрею» про средневекового иконописца Андрея Рублева), насыщая сцены отсылками к произведениям мировой культуры, превращая образы в символы с бесконечными значениями. «Солярис» во многом вырос из заочного спора с «Космической одиссеей 2001 года» Стенли Кубрика и не всегда может быть понят вне контекста этой полемики. Поэтому мы поможем вам разобраться, в чем смысл «Соляриса». И начнем сегодня с расшифровки самых первых минут картины.

«Солярис» расшифрованный

1. Удаленные титры

По первоначальному замыслу, фильм должен был открываться прологом – фрагментом интервью Криса Кельвина (психолога и главного героя фильма) журналистам:

Ответ: ... Нет, с тех пор как человек уничтожил социальное неравенство и покончил с войнами, наука достигла огромных успехов. И, тем не менее, вы ошибаетесь, считая, что наука всемогуща.
Вопрос: Разве человеческое познание ограничено?
Ответ: Я вижу, вам мучительно хочется услышать от меня то, что вы должны были бы усвоить еще в школе. Доставлю вам это удовольствие: человеческое познание бесконечно и безгранично. Но это не значит, что проблему, над которой мы бьемся, удастся решить в этом году, в этом десятилетии, в этом веке.
Вопрос: Но ведь опыт изучения Вселенной свидетельствует...
Ответ: Вы, кажется слишком много знаете о Вселенной... (смех в зале) Если бы мы знали столько же, нам бы нечего было делать в Космосе.
Вопрос: Значит, в Космос вас влечет неведомое?
Ответ: Вы опять меня не поняли: меня интересует ч е л о в е к . . .

(Из интервью психолога проф. К. Кельвина сотрудникам журнала «Наше время»)

Тарковский откровенно не любил жанра фантастики, считая его развлекательным и подростковым, и этим прологом давал зрителям понять, что его занимают не полеты в космос и сражения на звездолетах, а вечные человеческие проблемы, которые не способна решить никакая наука. Тем самым, он дистанцировался от типичных фантастических тем (к большому неудовольствию, надо заметить, автора книги Станислава Лема). Режиссер избрал фантастику просто в качестве удобной и разрешенной в СССР формы для своей картины-притчи, ставящей в том числе и такой вопрос, как «что такое человек?»

2. Бах!

Прекрасная и печальная музыка, сопровождающая титры, в которых нас знакомят с составом съёмочной группы, – хоральная прелюдия фа-минор И.С. Баха в обработке композитора Эдуарда Артемьева.

«Солярис» расшифрованный
Иоганн-Себастьян Бах

Бах, труженик, всю жизнь писавший музыку для богослужений, при этом был простым человеком, главой большого семейства и даже несколько скуповатым. Он всегда нравился Тарковскому больше других композиторов.

«Солярис» расшифрованный
Эдуард Артемьев

Эдуард Артемьев в тот период находился под большим впечатлением от рок-оперы «Иисуис Христос-суперзвезда», интересовался христианством и искал возможности выразить свои духовные искания в музыке. Переложение Баха на новый лад оказалось для этого идеальным подспорьем. Это – единственная музыка в фильме, и она сопровождает начало, финал и несколько ключевых сцен. Артемьев заканчивает прелюдию минорным аккордом, в то время, как Бах замышлял ее окончание как мажорное. Минор оставляет оттенок печали, усиленный драматичным звучанием колокола, а мажор дарил слушателю успокоение в надежде. По сути, это совместное творчество двух авторов – старинного и современного, и синтезаторы придают футуристичное, космическое звучание вечной музыке.

3. Вода

Первый кадр – текущая вода, в которой колеблются растения.

«Солярис» расшифрованный
Первые секунды фильма

Вода – важнейшая стихия фильмов Тарковского, одна из примет его стиля. Традиционно текущая вода напоминает о ходе времени. Вода очищает. В ней зарождается жизнь. Собственно, не зря и здесь в воде обитают растения. Эти кадры визуально похожи на эпизоды, где показана поверхность океана Соляриса.

«Солярис» расшифрованный

Сходство вряд ли случайно: в начале фильма главный герой душевно мертв, но на космической станции под действием Соляриса и его «гостей» душа Криса оживает, а в жестяной коробке, привезенной с Земли, символично всходят растения. Эти трансформации уже предсказаны началом, где показана вода, в которой зародилась своя жизнь.

Начало фильма – это начало творения режиссером своего мира. Камера «проезжает» над водой, возможно, отсылая зрителя к библейской истории творения, где, как говорится в книге Бытия, «дух святой носился над водой» .

4. Человек

Затем «взгляд камеры» поворачивается к суше и натыкается на человека. Это и есть главный герой – психолог Крис Кельвин (Донатас Банионис).

Режиссер продолжает здесь творить свой мир – после воды, растений, птиц, чьи голоса мы слышим за кадром, «населяет» пространство фильма и людьми. Можно сказать, что и здесь он следует за библейским мифом о творении и пропускает животных как промежуточное звено (по воспоминаниям оператора Вадима Юсова, среди прочего в фильме «Космическая одиссея» Тарковского возмутила идея происхождения человека от обезьян).

Крис кажется отрешенным, никак не реагирующим на окружающую жизнь. При первом просмотре это может показаться странным, однако в кадре есть подсказки, объясняющие его состояние.

«Солярис» расшифрованный

5. Загадочная коробка

Это последний вечер Криса на Земле перед полетом в космос. Из-за временнЫх парадоксов, когда он вернется, никого из близких может не оказаться в живых (об этом говорится потом в фильме). Возможно, и это место, где он стоит, вместе с садом и домом, навсегда изменится. Однако он как будто мало переживает из-за этого.

Крис пришел к берегу речки набрать земли, чтобы взять ее с собой в полет для напоминания о родной планете и вдруг о чем-то задумался. Ключ к его состоянию – именно коробка в руке. Она явно служит для хранения медицинских инструментов. Скорее всего, шприцов. Как знают все, кто знаком с сюжетом, жена Криса – Хари – когда-то убила себя после ссоры с ним, вколов себе препарат, по неосторожности оставленный Крисом. Он мог бы тогда предотвратить это самоубийство, если бы переступил через свою гордость и позвонил ей. Но он этого не сделал. То, что он держит в руке – причина гибели его любимой жены (ну, или очень похожая на ту коробка). На нем лежит печать неискупленного преступления, которая и делает его нечувствительным к окружающей жизни...

Плёнки и винил (с)

0

2

Сад, лошадь и невымытые руки

1. Сад
Мы продолжаем знакомиться с местом действия и понимаем, что это сад, причем не такой, где всё подстрижено и высажено по линейке, а именно естественный. Сад – это, конечно, образ Эдема. Таким Эдемом в фильме выступает родной дом и семья. Однако Крис в начале – это Адам уже в состоянии после грехопадения. Неслучайно он так отчужден по отношению к окружающей его красоте.

В этот пейзаж фильм вернёт зрителя в самом финале, и значит, он очень важен для режиссера. Только в конце он будет осенним и пустынным.

«Солярис» расшифрованный

2. Дом
Дом – настолько объемное понятие в творчестве Тарковского, что автор его биографии для серии «Жизнь замечательных людей» Виктор Филимонов даже дал своей книге подзаголовок «Сны и явь о доме».

В жизни Тарковский всегда ценил домашний уют (которым был вечно обделен). Дом для него – чуть ли не священное понятие. Например, в его позднем «Жертвоприношении» герой осознает, что ради благополучия мира должен лишить себя чего-то самого дорогого – и сжигает свой старинный дом, жертвует здание за мироздание. Так что дом выступает символом происхождения человека, духовной родины, Земли...

Однако Крис в начале не особенно ценит эти понятия, не зря мы вместе с ним впервые видим этот дом перевернутым в искаженном отражении.

3. Лошадь
В начале фильма режиссёр буквально каждую секунду вводит свои излюбленные образы. Кони и лошади тоже встречаются у него почти в любом фильме и порой, как в «Солярисе», их появление ничем сюжетно не подкреплено. Лошадь – это развитие темы природы и связи человека с ней. В дальнейшем, например, мы увидим, что люди перемещаются по бесконечному городу в машинах – и это очень неприятная в звуковом отношении сцена, показывающая, как человек оторвался от своей естественной среды обитания.

«Солярис» расшифрованный

4. Крис «умывает руки»
Затем Крис кладет коробку с землей и моет руки в пруду. Чисто по-человечески это понятный жест: он только что набирал почву и испачкался. Однако на крупном плане видно, что руки у него и так чистые. Скорее, его гнетет несмытый грех, отсюда и желание избавиться от коробки, с которой связаны тяжелые воспоминания, и очиститься. Однако сделать это ему не удается: заглушая пение птиц и журчание воды, в звуковую картину фильма врезается шум мотора машины и отвлекает Криса.

5. Первые слова
После примерно восьми минут тишины и музыки раздаются первые слова фильма. Произносит их не главный герой, а его отец: «Крис, иди сюда! Ты очень кстати». Так мы узнаём имя героя. Крис идёт в обратную от отца сторону. Сделано это, конечно, намеренно, чтобы показать, как в финале изменится герой, когда он сам бежит навстречу отцу. Ещё из первых фраз отца мы получаем представление о Крисе как о человеке. Оказывается, сам он не любит гулять, а делает это только по настоянию отца, которому он «напоминает бухгалтера, готовящего годовой отчет». И нежелание быть на природе, и сравнение с бухгалтером обозначает, что Крис на этом этапе своей жизни закрыт для чувств, слишком холоден и рационален.

6. Отец
Кстати, об отце. Все, кто мало-мальски знаком с биографией режиссёра, знают, что его папа – прекрасный поэт Арсений Тарковский – оставил семью и практически не занимался сыном.

«Солярис» расшифрованный
Арсений и Андрей Тарковские

Эта травма дает о себе знать во всех фильмах Тарковского. Например, герои его ранних лент «Каток и скрипка» и «Иваново детство» – из поколения военной безотцовщины и каждый на свой лад тянется к взрослым мужчинам, которые годились бы им в отцы. Равнодушие Криса к отцу – ещё один знак неблагополучия его души. Кроме того, в христианстве «Отец» – обращение к Богу, так что Крис отпал и от Бога, однако в конце, после испытаний, найдёт путь к Нему. Появление в сюжете отца (к раздражению автора романа Станислава Лема) превращает «Солярис» в космическую притчу о евангельском блудном сыне.

Плёнки и винил (с)

0

3

О дожде, обстановке в доме и недоеденных яблоках... Первые кадры ранее рассмотрели в Части 1 и Части 2

1. Старики и дети
На какое-то время Крис пропадает из поля зрения камеры, и нас знакомят с контекстом происходящего. В короткой, на пару секунд, сценке здороваются дети, а затем мы оказываемся внутри дома, где пилот Бертон и отец Криса, Ник, обсуждают его будущий полёт к Солярису. В какой-то момент отец прерывает диалог словами «как мы всё-таки постарели». Таким образом, в соседних эпизодах оказываются рядом дети и старики, напоминая об утекающем для всех людей времени (в развитие мотива, с которого начинается фильм).

2. Дом, как у деда
Между тем, в обстановке дома тоже много интересного: восточная ваза, гравюры на стенах, бюст греческого философа – здесь начинаются отсылки к культурной памяти человечества. Этот дом хранит в себе прошлое (старики и старинные предметы), без которого невозможно движение в будущее.

«Солярис» расшифрованный

Ник дальше говорит, что этот дом – точно такой же, как у его деда, то есть соединяет в себе разные времена. Вся «земная» часть картины вообще должна пробуждать в зрителях ностальгию – чувство, давшее название поздней работе Тарковского.

Акира Куросава, который увидел фильм в Москве, тепло принял картину. Японского режиссера особенно поразили эпизоды на Земле:

«Эти сцены вызывают у зрителей щемящую тоску по природе Земли, сходную с ностальгией. Без этой интродукции нельзя было бы привести зрителя к глубокому сопереживанию тому чувству безысходности, которые испытывают люди, запертые на космической станции».

Важно, что в начале Крис, будучи человеком, устремлённым в будущее, не ценит этот дом и только в финале, изменившись, ищет в нём утешения.

3. Дождь
И снова в кадре вода как оживляющая и очищающая стихия: начинается летний дождь. На него по-своему отзываются все: задумывается отец, убегают дети с собаками. Только Крис продолжает оставаться погруженным в себя и словно не замечает происходящего. О съёмках этого момента сохранилось воспоминание оператора Вадима Юсова:

В кадре, где Крис прощается с Землей и идет дождь, Банионис, по замыслу режиссера, никак не должен на это реагировать. Но актер поежился от холода. «Загублен кадр, как жаль» – сказал Андрей.

Режиссёр вообще мало объяснял актёрам, что и как им играть. В этом был его замысел, чтобы они как можно меньше вкладывали в игру эмоций, выглядели растерянными и отчуждёнными.

4. Яблоки
При этом на столе виднеются два яблока: целое и наполовину съеденное. Если вспомнить, что мы находимся в саду, символизирующем Эдем, то надкушенный плод – это, конечно, отсылка к грехопадению первых людей, евших от древа познания.

«Солярис» расшифрованный
Именно в таком «павшем» состоянии и находится Крис в начале.

«Солярис» расшифрованный
Сюжет о грехопадении встречается у многих художников, но мы для иллюстрации возьмём офорт Рембрандта, художника, который неоднократно цитируется на протяжении «Соляриса».

Плёнки и винил (с)

0

4

О фильме в фильме и гигантском ребёнке

Продолжаем разбираться в символике прекрасного и загадочного «Соляриса» Андрея Тарковского. В предыдущих частях (1, 2, и 3) мы успели рассмотреть первые минут 12 фильма, а уже обнаружили множество важных образов. Идём дальше.

1. Вырезанный диалог
Дождь закончился, и Крис с пилотом Анри Бертоном собираются смотреть видео давнего научного совещания, посвященного проблемам изучения планеты Солярис. В этом месте режиссёр вырезал довольно продолжительный фрагмент (скорее всего, просто для сокращения хронометража): отец говорит, что не будет смотреть плёнку, потому что видел её много раз, а тётя Криса Анна наоборот просит остаться, на архивных кадрах один из учёных рассказывает предысторию изучения Соляриса...

Солярис не вошедшие сцены

Интересный факт: в этой сцене в роли председателя научной комиссии появляется писатель Юлиан Семёнов, автор «Семнадцати мгновений весны» (съёмки легендарного сериала как раз происходили в этот период). В романах Семёнова («ТАСС уполномочен заявить», «Пресс-центр», «Аукцион» и др.) действует журналист Дмитрий Степанов, являющийся альтер-эго автора. В частности, Степанов вспоминает и о съёмках в фильме «Солярис».

«Солярис» расшифрованный

2. «Кино в кино»
В первый, но далеко не последний раз в фильме «Солярис» демонстрируется ещё один фильм. Позднее тем же способом – посредством экрана – с Крисом будет общаться покойный Гибарян, а Крис будет с помощью киноплёнок знакомить Хари со своим прошлым.

Этот приём (фильм в фильме) напоминает о живописи Ренессанса, когда художники включали в свои картины ещё одни картины (например, с символическими изображениями или библейскими сюжетами).

Можно заметить, что некоторые архивные съёмки в фильме цветные (о детстве), а некоторые – чёрно-белые (об учёных). Этим может подчёркиваться непосредственность мировосприятия ребёнка, его открытость переживанию жизни, в то время, как учёные, которые любят всё анализировать, в силу своей излишней рациональности теряют цветное видение.

В сцене заседания учёной комиссии происходит даже нечто более сложное. Мы, зрители, смотрим фильм «Солярис», в котором Крис и Бертон смотрят фильм о заседании, в котором учёные смотрят фильм, снятый Бертоном. То есть, чем больше мы пытаемся понять загадочную планету, оперируя документами и доказательствами, тем дальше оказываемся от её разгадки.

Неспроста и само заседание происходит в нервозной обстановке, речь участников постоянно прерывается раздражающим электронным звуком.

3. Портреты
Бертон при этом в кадре аккуратно «вписан» между портретами Циолковского и Гагарина, которые словно смотрят из-за его плеча.

«Солярис» расшифрованный

Вероятно, Бертон, которые первым стал осваивать духовный космос планеты Солярис выступает здесь как пионер, равный по своим открытиям отечественному теоретику космических полётов и первому человеку в космосе. Только если те стремились исследовать внешнее пространство, то Бертон на Солярисе открывает внутреннее – своего сознания и памяти.

4. Сад и «неприятный» ребёнок
Бертон рассказывает о тех образах, которые он увидел на поверхности океана Соляриса. Вначале он упоминает сад, который затем распался на части. Поскольку Тарковский всегда тяготел к христианской образности, в этом можно разглядеть ещё одну отсылку к Эдему, который человечество потеряло.

Затем пилот описывает гигантского новорожденного ребёнка с голубыми глазами. «Это было омерзительно», – завершает он.

Позднее причина появления этого ребёнка будет объяснена в фильме: в телефонном разговоре Бертон вспомнит, что незадолго до полёта в гостях видел очень похожего новорождённого. Следовательно, мыслящий Солярис «вытащил» это воспоминание из его памяти. Но всё не так просто...

В мире Тарковского дети всегда связаны со светлыми чувствами. «Каток и скрипка», «Иваново детство» – настоящие поэмы о подростках, воспевающие их возраст. Почему же единственный раз, только в «Солярисе», образ ребёнка оказывается у него связан с такими сильными негативными эмоциями?

Позволим себе предположить, что в этом эпизоде Бертон пересказывает образ из финала «Космической одиссеи» Стенли Кубрика, фильма, который привёл Тарковского в бешенство и вдохновил на съёмки «Соляриса».

«Солярис» расшифрованный
"Дитя звёзд" из финала "Космической одиссеи 2001"

В последних кадрах фильма Кубрика ребёнок своими большими голубыми глазами безжалостно смотрит на зрителя под музыку симфонии «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, знаменуя собой рождение ницшеанского «сверхчеловека», преодолевшего все слишком земные (обезьяньи) недостатки.

Тарковский, который, напомним, воспринимал человечество скорее в христианской парадигме, конечно, вряд ли мог с сочувствием отнестись к этой достаточно циничной концепции американского коллеги.

Плёнки и винил (с)

0

5

О лошадях и истине

1. Неловкость
Последующие после просмотра видео диалоги полны неловких моментов: Бертон не может говорить с Крисом при его отце, у Криса не клеится разговор с отцом, тётка вклинивается с вопросом где будут ночевать гости. Все эти нестыкущиеся фразы резко обрываются буквально на полуслове, когда отец говорит: «Послушай, Крис...» Всё это развивает атмосферу затруднённой коммуникации между родными, казалось бы, людьми.

«Солярис» расшифрованный
В кадре между Крисом и отцом лежит медицинская металлическая коробка, которая, скорее всего, напоминает Крису о самоубийстве его жены (в котором он хоть и косвенно, но виноват). Эта неизбытая виновность и отделяет Криса от близких людей.

Интересно и что научное сообщество сочло Бертона чуть ли не сумасшедшим. Он единственный из всех персонажей близко соприкоснулся с Солярисом – разумным океаном, который обращается прямо к сознанию, памяти и совести человека. Теперь он как бы «не от мира сего», поэтому выглядит посторонним и непонятным для остальных, особенно для учёных, в категории которых с трудом вписываются понятия типа совести.

2. Ребёнок боится лошади
Следом идёт сценка, где ребёнок бежит из конюшни (он называет её гаражом) и жалуется тёте Криса, что там «стоит что-то большое». В фильме это одна из первых примет того, что действие происходит в будущем – где люди настолько оторвутся от природы, что перестанут знать животных.

Кстати, во многих мифах кони и лошади – СОЛЯРные символы.

И в итоге ребёнок всё же перестал бояться и стал гладить лошадь.

3. Спор об истине
Крис и Бертон рассуждают о будущем соляристики. Крис здесь выступает с позиции того, что в поиске истины годятся любые методы, а Бертон напоминает ему о Хиросиме. Этот короткий диалог имеет за собой серьёзный исторический фон. Ну, вот например.

«Солярис» расшифрованный
Это – русский философ XIX века Николай Фёдоров, и он оказал заметное влияние как на мистически настроенных поэтов-символистов, так и на сугубо рациональных советских учёных. Он считается отцом русского космизма.

Сильно упрощая, его идеи можно пересказать следующим образом.

Самым страшным для человека является смерть: она стирает личность и делает бессмысленным его существование. Поэтому настоящей миссией науки должно стать преодоление смерти, иначе говоря, бессмертие. Мало этого: достигнув его, мы должны будем воскресить всех уже ранее ушедших людей. Но поскольку тогда человечество не поместится на Земле, необходимо расширять обитаемые территории, орошая пустыни и растапливая Антарктиду, и осваивать другие планеты. Но такая толпа людей станет опасной самой для себя без нравственного роста. Так что развитие наук и морали (а Фёдоров при всём своём интересе к науке был убеждённым христианином) должны идти рука об руку.
Идеи космических полётов и переоборудования Земли были восприняты советской наукой (К. Циолковский), при этом этический аспект концепции Фёдорова оказался для неё не столь важен; а мысль о нравственном преображении человечества разрабатывалась мистическими философами (В. Соловьёв).

Спор героев бессмыслен, потому что они по-разному понимают само слово «истина»: для Бертона это моральная категория, а для Криса – чисто научная в позитивистском смысле (то, что можно измерить, взвесить и т.д.). Поэтому уходя Бертон говорит: «Он бухгалтер, а не учёный».

Сам Тарковский комментировал:

Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень.

Далее следовала ещё одна вырезанная сцена, где тётя смотрела телевизор, по которому рассказывалось об обитателях орбитальной станции «Солярис». Скорее всего, режиссёр решил, что это лишняя информация, поскольку зрители и так с ними познакомятся впоследствии.

4. Виноват
Передача по телевизору прерывается видеозвонком Бертона, и он начинает с того, что «сам виноват».

«Солярис» расшифрованный

В этом фильме понятие вины исключительно важно. Например, на станции внутренне изменившийся Крис скажет Сарториусу (самому несимпатичному персонажу из всех): «Вот вы не виноваты, а я виноват». Чувство вины означает наличие у человека совести и, следовательно, внутреннего развития. В начале картины этим чувством сполна наделён только Бертон – единственный, напомним, из показанных пока персонажей, который был близко к загадочному всезнающему океану Солярису.

Плёнки и винил (с)

0

6

О городе и костре

1. Город
Продолжительный эпизод путешествия по футуристическому городу выполняет, как всегда у Тарковского, несколько задач как сюжетного, так и смыслового уровней. Во-первых, благодаря тому, что эта поездка такая продолжительная (начинается при дневном свете и заканчивается в ночной темноте), мы понимаем, что основная часть поверхности Земли будущего покрыта гигантским городом, и показанный в предыдущих эпизодах дом и сад с прудом – островок природы и традиционного уклада посреди урбанистической цивилизации. Этот образ островка, окружённого стихией, потом отзовётся в финале фильма.

«Солярис» расшифрованный

Во-вторых, режиссёр, признававшийся в своей нелюбви к жанру фантастики, решил свести к минимуму необходимый для неё антураж: космодромы, ракеты, скафандры... И именно эти кадры берут на себя задачу передать образы скорости, движения, преодоления пространства.

«Солярис» расшифрованный

(И, хотите или нет, но они вызывают неизбежные ассоциации со знаменитым движением вне пространства и времени из «Космической одиссеи» Стенли Кубрика, с которой «Солярис» так или иначе спорит и состязается).

«Солярис» расшифрованный

Тоннели скоростных дорог Тарковский увидел в буклетах об Олимпиаде 1964 года, проходившей в Японии. Сеть скоростных платных автодорог в Большом Токио была построена специально для неё и из-за плотной застройки часть дорог пролегала под городом, а часть над ним. Это привлекло внимание режиссёра, так как многоуровневые автострады являлись традиционной деталью иллюстраций фантастической литературы того времени. В Токио съемочная группа прилетала всего на несколько дней, чтобы снять эти кадры.

2. Бертон и сын
В этом эпизоде, кроме того, развивается такая важная тема для всего фильма, как отношения отцов и детей, а точнее, их разобщённости. Видно, что во время поездки Бертон погружён в свои мысли и ни о чём не говорит с откровенно скучающим сыном (ещё раньше он говорил в доме Криса, что не знает, где оставить его).

«Солярис» расшифрованный

Это опять же немаловажно с учётом итога картины, где происходит воссоединение отца и сына. В городском окружении люди словно теряют связь не только с природой, но и друг с другом. Звуковой фон передаёт хаос и дисгармонию этой среды. Нормальное человеческое общение здесь попросту невозможно.

Тарковский принимал непосредственное участие в создании коллекции, подбирая звуки для передачи того или иного ощущения. Например, в сцене перемещения Бертона по туннелю для «утяжеления» звучания при записи на гул мотора едущей машины был наложен шум проезжающих танков.

3. Огонь
Протяжённая сцена поездки (в оригинале она была ещё несколько длиннее) резко обрывается возвращением на идиллический сельский «островок» вокруг родительского дома Криса. Эта его последняя ночь на Земле перед полётом в неизведанное, и он проводит её, разбирая свои архивы и сжигая лишние бумаги, словно мосты, связывающие его с прошлым.

Сам режиссёр писал об этом:

Придумалась интересная линия костра для „Соляриса“: Первый костёр — тот, в котором Крис сжигает все ненужные бумаги и вещи накануне отлета. <...> В одном из африканских племен есть обычай раз в год сжигать в огромном общем костре одежду, утварь, предметы обихода. Для того, чтобы очиститься и начать новую жизнь. У итальянцев во время наступления Нового года принято выбрасывать из квартир старую мебель. Вообще сжигать свои старые бумаги и вещи. В этом есть что-то древнее, подсознательное и остро-чувственное.

Так в фильм входит ещё одна стихия: наряду с водой (река из первых кадров, дождь), воздухом (шум ветра в деревьях и имитация этого звука на станции), землёй (жестяная коробка, которую берёт с собой Крис) появляется огонь. Эта стихия в фильме всегда связана с памятью: в костре Крис пытается сжечь своё прошлое, на захваченной в космос плёнке, где сняты эпизоды его детства, тоже горит костёр. Крис попытается избавиться от прошлого, отправив копию своей жены Хари на ракете и при этом получит ожог...

«Солярис» расшифрованный

Плёнки и винил (с)

0

7

Об одиночестве и развязанных шнурках

1. Один
Как-то в одном из разборов «Соляриса» встретился вопрос: «Почему Крис летит на такую серьёзную миссию в одиночестве?»

Действительно, в наши дни космонавты чаще работают экипажами: работа у них сложная и опасная, и лучше выполняется в коллективе. И автор того комментария, священник, предположил, что Крис отправляется на встречу с высшим разумом и со своей совестью, а на такое путешествие отваживаются совсем немногие:

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14).

«Солярис» расшифрованный

2. Глаза
Сам полёт занимает в картине совсем немного времени, он практически отсутствует. Это вновь связано с нежеланием режиссёра наполнять своё произведение научно-фантастическим антуражем. В кадре мы видим только освещённые глаза Криса, а глаза, согласно известному выражению, – зеркало души. Именно душа Криса совершает странствие среди звёзд, и именно с ней произойдёт на станции переворот, что словно предвещается кадрами, где Крис при посадке вращается в своём аппарате.

«Солярис» расшифрованный

3. «Гости»
Оказавшись на станции, Крис первым делом пытается кого-то найти, выкрикивая: «Здесь гости!»

В фильме это звучит двусмысленно: «гостями» учёные называют фантомы людей из прошлого, которые Океан посылает им. Криса они поначалу принимают за такой же фантом, отсюда натянутость в общении и вопросы в духе «сам-то ты кто?» Что ж, он сам себя назвал «гостем».

4. Падение

«Солярис» расшифрованный

Первые же шаги Криса по станции начинаются с его неловкого падения. Как и у очень близкого Тарковскому по художественной манере Достоевского, все спуски, подъёмы, переступания и падения имеют у него символический смысл. Пространство произведений обоих художников по-своему мифологично: как в мифах, оно чётко делится по категориям «своё»/«чужое».

В момент прибытия на станцию, Крис из бытового земного пространства вступает в незнакомое, космическое и сакраментальное. Он находится на пороге нового для него опыта. Ему предстоит осознать своё несовершенное, падшее состояние, чувство вины перед людьми и универсумом. И это как бы случайное падение служит знаком того, что произойдёт дальше.

Вместе с тем, это и показательный чисто человеческий жест: люди будущего покоряют пространства, а не могут справиться с такой мелочью, как шнурки. Они могут чувствовать себя покорителями Вселенной, но по сути им нечем пока гордиться.

(В «Космической одиссее», которую мы здесь неизбежно часто вспоминаем, схожая мысль выражается в шаткой походке стюардесс звездолётов и в длиннющей инструкции по пользованию туалетом в невесомости).

«Солярис» расшифрованный

Плёнки и винил (с)

0

8

О станции и её обитателях

1. Станция
За Крисом закрывается дверь, и он оказывается на станции, у которой странно заброшенный вид. По ней скачут резиновые мячики и здесь звучит тревожный фон из электронных шумов, составленный Эдуардом Артемьевым.

«Солярис» расшифрованный
Эскиз декораций

Слово художнику Михаилу Ромадину, создателю этих декораций:

Когда мы с Тарковским и оператором Юсовым только приступили к работе над фильмом «Солярис», нам удалось увидеть новый фильм — «Космическая Одиссея» Стэнли Кубрика. Захотелось сделать что-то прямо противоположное. Ведь каждый кадр «Одиссеи» — это иллюстрация из научно-популярного журнала, то есть то же изобразительное искусство, прямо перенесенное в кино, к тому же не лучшего качества.
В эскизах я исходил из идей и форм современного кинетического искусства. Насыщал декорации вращающимися и прыгающими объектами. Самая главная декорация – Круглый коридор космической станции – строилась в самом большом, первом павильоне Мосфильма. Декорацию помогал строить Всероссийский институт легких сплавов, который делал луноход. Так что все было по-настоящему! Декорацию принимал ученый, наш консультант, Лев Николаевич Лупичев. Ученый каждой детали, каждой скульптуре нашел свое оправдание: вот этот мобиль может служить солнечной батареей, вот этот – отсеком стыковки. Все-таки есть странная зависимость между красотой формы и функциональной целесообразностью, между логикой художественной и логикой научной.

Так что бардак, царящий на станции, по замыслу режиссёра – знак земного, обжитого, человеческого пространства в противовес холодной упорядоченности космических станций и звездолётов типичной научной фантастики.

«Солярис» расшифрованный

2. Снаут
Как мы узнаём из дальнейших событий, Солярис – «это что-то с совестью». Океан ставит людей перед лицом их стыда и вины, и у каждого обитателя станции своя реакция на этот стыд. Гибарян, например, не выдержал и покончил с собой. Снаут – мучается. Его можно было бы охарактеризовать как светского интеллигента. Он не знает, как ему вырваться из этого круга мук совести и всё, что он пытается сделать, – это заглушить их алкоголем. Он сам говорит, что безумие для него было бы лучшим избавлением от происходящего. Общение Криса с ним строится на сплошных недомолвках. Например, он говорит: «Послушай, Снаут...», – после чего встаёт и уходит. В начале знакомства у них слишком разный опыт и взгляды для полноценного общения.

3. Гибарян
В случае с Гибаряном разговор происходит посредством экрана, он обращается к Крису словно из царства мёртвых. Мы снова (не в последний раз) встречаем приём «фильм в фильме».

«Солярис» расшифрованный
Учёный покончил с собой с помощью шприца. Так же, как и жена Криса Хари, к которой он точно так же опоздал

Гибарян тоже выражает идею воздействия на Солярис жёстким излучением, однако цели его – не просто исследование, а попытка установить контакт, найти общий язык с Океаном. Это более человечная позиция, чем у Криса или Сарториуса. Недаром каюта Гибаряна полна предметов быта, книг, а на двери наклеен детский рисунок с неровной надписью «ЧЕЛОВЕК».

4. Сарториус
Он не зря носит имя, заканчивающееся на латинское -ус и звучащее от этого наукообразно. Он предпочитает не замечать совести, пытаясь рассуждать обо всём в духе холодной рассудочности. Это самый антипатичный режиссёру обитатель станции.

«Солярис» расшифрованный
Мы не знаем, какие воспоминания возвращает ему Солярис, но если принимать эти образы за воплощенную совесть, то у Сарториуса она маленькая, вот такая.

Его закрытость обозначается и тем, что Крис (и зритель вместе с ним) не может попасть в его каюту.

Сарториус разделяет те же взгляды на науку и истину, которые ещё совсем недавно в разговоре с Бертоном исповедовал сам Крис. Но сейчас, услышав их со стороны, он возмущается. Эта его реакция уже свидетельствует о том, что он начинает меняться.

Посмотрев запись с Гибаряном, словно побывав в царстве мёртвых, и увидев его самоубийство, которое явно живо напомнило ему об аналогичной смерти жены, Крис погружается в сон. И в этом сне Солярис возвращает ему из мёртвых его жену...

Плёнки и винил (с)

0

9

О первой Хари

1. Хари-1

«Солярис» расшифрованный

Интересно, как к моменту её появления изменился Солярис: до этого Крис вглядывался в тёмные иллюминаторы, тщетно пытаясь в них разглядеть Океан. Первые диалоги на борту станции и размышления что-то меняют в нём. Совершённое на его глазах самоубийство Гибаряна наверняка пробуждает память о жене, окончившей свою жизнь точно так же. И Солярис теперь, как совесть, освещающая самые тёмные уголки души, ярко озаряет его каюту.

«Солярис» расшифрованный
Из этого света и является Хари

Её внешний вид гармонирует с обстановкой.

Платье графично по дизайну и включает в себя оттенки желтого – цвета Солнца, влияния Соляриса. Хари принадлежит и Земле (как воспоминание), и Солярису (как рожденный им образ). В одном интервью Н. Бондарчук сказала: «Во что одета Рея (героиня "Соляриса" Содерберга), я вообще не помню. А наше платье вы запомните навсегда».

«Солярис» расшифрованный

Хари начинает чувствовать себя человеком: сначала она осознаёт свою внешность, посмотрев на фотографию и своё отражение зеркале, затем обращается внутрь себя, к своей памяти (в которой и заключается личность, какая она есть) и говорит: «Я что-то забыла».

2. Платье
Кстати, о платье. У многих зрителей при первом просмотре возникает недоумение, с чем связана такая странность: его невозможно развязать.

Это соответствует и книге Лема:

«В платье ты не сможешь надеть комбинезон, сними, — сказал он, роясь в шкафу. Она стала стягивать с себя платье.
Но тут выяснилась поразительная вещь: платье нельзя было снять, у него не было никакой застёжки.
Кельвин взял скальпель и разрезал ворот».

«Солярис» расшифрованный

Это первое указание на то, что Солярис не совсем точен в своём воспроизведении образов памяти: это же мы увидим и в финале фильма. Эта деталь довольно точно передает принципы работы человеческой памяти: она фильтрует то, что ей кажется маловажным. Мы понимаем, что Крис не всё до мелочей помнит в Хари, но вот этот смертельный укол на плече навсегда застрял в его сознании.

3. Реакция Криса
Поведение Криса здесь вполне естественно для человека, который пытался долго глушить голос совести: он вновь пытается не слышать его, находит поводы уйти от Хари.

«Солярис» расшифрованный

А ведь по сути Солярис даёт ему шанс, который крайне редко выпадает на долю человека: вернуться к своим не самым благовидным поступкам и исправить их, но он пока предпочитает избавиться от этого шанса, отправив Хари в космическое пространство.

«Солярис» расшифрованный

Но сам он получает ожог. Как нам уже доводилось это наблюдать, огонь в символике картины всегда связан с памятью. Можно ещё вспомнить, что с ним сравнивается чувство стыда: «жгучий стыд».

«Солярис» расшифрованный

Так что от совести так просто, механическим способом, не избавиться.

Плёнки и винил (с)

0

10

О второй Хари, свете и накидках

1. «Иди сюда»
По первым же фразам общения можно понять, что Крис меняется. Он говорит новой Хари: «Иди сюда». Это совпадает с самыми первыми словами, прозвучавшими в фильме. Только обращены они были к Крису и сказаны отцом, но он тогда предпочёл сделать вид, что не услышал или не понял их, чем режиссёр обозначил обстановку взаимонепонимания и отсутствия контактов между родными людьми. Теперь Крис решает сам пойти на контакт. Хари движется от света иллюминатора к темноте, в которой находится Крис. Она отмечает: «Так темно». В метафорическом плане она как совесть озаряет тёмную душу Криса.

«Солярис» расшифрованный

«Что есть Солярис? – задаёт вопрос Наталья Бондарчук, и сама отвечает: – Это жизнь после жизни. У каждого из нас будет такая встреча. Совесть, которую невозможно и нельзя погасить здесь, на земном плане, никакими молитвами замолить свой грех. Уйдём, каждый получит своего гостя – то, перед чем он собственно виноват».

2. Вторая накидка
В следующей сцене Крис берёт накидку, оставленную предыдущей Хари, и выходит в коридор с явным намерением спрятать или уничтожить её. Здесь он пытается вести себя по-прежнему: механически устраняя то, что тяготит совесть. Но в этот момент Хари прорывается к нему сквозь закрытую металлическую дверь каюты. Как мы понимаем, этот вариант Хари отличается от предыдущей: она не даёт Крису забыть о своём стыде, всегда идёт за ним.

«Солярис» расшифрованный
И, кстати, когда она прорывается сквозь дверь, лица Криса озаряет свет. Так что эта Хари всегда оказывается связанной со светом и выводит Криса из его темноты.

3. Регенерация
Крису это наверняка всё напоминает ситуацию с его настоящей, земной Хари: он оставил её одну и пытался утешать себя, что всё будет нормально, но для неё это закончилось уколом яда. Окровавленный двойник Хари должен вызвать у него воспоминания обо всём том, что он так долго старательно забывал. Но чудо, которое ему дарит Солярис, заключается ещё и в том, что на этот раз он может всё исправить. Хари быстро приходит в себя. Её эмоции, удивление от собственных способностей означают начало её очеловечивания. На данном этапе своего бытия она ближе всего к ребёнку с её привязанностью «старшему» – Крису, слезами и любопытством ко всему окружающему.

«Солярис» расшифрованный

Но теперь ей предстоит встреча с представителями рационального мышления, учёными. Об этом поговорим в следующий раз.

Плёнки и винил (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » «Солярис» расшифрованный