О вырезанных титрах, музыке и первых кадрах
Фильм « Солярис» Андрея Тарковского – одна из главных картин за всю историю отечественного кинематографа и одна из вершин нашей культуры. Однако многим зрителям он кажется сложным для понимания. Действительно, режиссер вдохновлялся не столько романом Станислава Лема, послужившим литературной основой сюжета, сколько духовно-религиозной живописью, музыкой и литературой, превращая каждый кадр в своеобразную икону (перед этим он снял «Страсти по Андрею» про средневекового иконописца Андрея Рублева), насыщая сцены отсылками к произведениям мировой культуры, превращая образы в символы с бесконечными значениями. «Солярис» во многом вырос из заочного спора с «Космической одиссеей 2001 года» Стенли Кубрика и не всегда может быть понят вне контекста этой полемики. Поэтому мы поможем вам разобраться, в чем смысл «Соляриса». И начнем сегодня с расшифровки самых первых минут картины.
1. Удаленные титры
По первоначальному замыслу, фильм должен был открываться прологом – фрагментом интервью Криса Кельвина (психолога и главного героя фильма) журналистам:
Ответ: ... Нет, с тех пор как человек уничтожил социальное неравенство и покончил с войнами, наука достигла огромных успехов. И, тем не менее, вы ошибаетесь, считая, что наука всемогуща.
Вопрос: Разве человеческое познание ограничено?
Ответ: Я вижу, вам мучительно хочется услышать от меня то, что вы должны были бы усвоить еще в школе. Доставлю вам это удовольствие: человеческое познание бесконечно и безгранично. Но это не значит, что проблему, над которой мы бьемся, удастся решить в этом году, в этом десятилетии, в этом веке.
Вопрос: Но ведь опыт изучения Вселенной свидетельствует...
Ответ: Вы, кажется слишком много знаете о Вселенной... (смех в зале) Если бы мы знали столько же, нам бы нечего было делать в Космосе.
Вопрос: Значит, в Космос вас влечет неведомое?
Ответ: Вы опять меня не поняли: меня интересует ч е л о в е к . . .
(Из интервью психолога проф. К. Кельвина сотрудникам журнала «Наше время»)
Тарковский откровенно не любил жанра фантастики, считая его развлекательным и подростковым, и этим прологом давал зрителям понять, что его занимают не полеты в космос и сражения на звездолетах, а вечные человеческие проблемы, которые не способна решить никакая наука. Тем самым, он дистанцировался от типичных фантастических тем (к большому неудовольствию, надо заметить, автора книги Станислава Лема). Режиссер избрал фантастику просто в качестве удобной и разрешенной в СССР формы для своей картины-притчи, ставящей в том числе и такой вопрос, как «что такое человек?»
2. Бах!
Прекрасная и печальная музыка, сопровождающая титры, в которых нас знакомят с составом съёмочной группы, – хоральная прелюдия фа-минор И.С. Баха в обработке композитора Эдуарда Артемьева.
Бах, труженик, всю жизнь писавший музыку для богослужений, при этом был простым человеком, главой большого семейства и даже несколько скуповатым. Он всегда нравился Тарковскому больше других композиторов.
Эдуард Артемьев в тот период находился под большим впечатлением от рок-оперы «Иисуис Христос-суперзвезда», интересовался христианством и искал возможности выразить свои духовные искания в музыке. Переложение Баха на новый лад оказалось для этого идеальным подспорьем. Это – единственная музыка в фильме, и она сопровождает начало, финал и несколько ключевых сцен. Артемьев заканчивает прелюдию минорным аккордом, в то время, как Бах замышлял ее окончание как мажорное. Минор оставляет оттенок печали, усиленный драматичным звучанием колокола, а мажор дарил слушателю успокоение в надежде. По сути, это совместное творчество двух авторов – старинного и современного, и синтезаторы придают футуристичное, космическое звучание вечной музыке.
3. Вода
Первый кадр – текущая вода, в которой колеблются растения.
Вода – важнейшая стихия фильмов Тарковского, одна из примет его стиля. Традиционно текущая вода напоминает о ходе времени. Вода очищает. В ней зарождается жизнь. Собственно, не зря и здесь в воде обитают растения. Эти кадры визуально похожи на эпизоды, где показана поверхность океана Соляриса.
Сходство вряд ли случайно: в начале фильма главный герой душевно мертв, но на космической станции под действием Соляриса и его «гостей» душа Криса оживает, а в жестяной коробке, привезенной с Земли, символично всходят растения. Эти трансформации уже предсказаны началом, где показана вода, в которой зародилась своя жизнь.
Начало фильма – это начало творения режиссером своего мира. Камера «проезжает» над водой, возможно, отсылая зрителя к библейской истории творения, где, как говорится в книге Бытия, «дух святой носился над водой» .
4. Человек
Затем «взгляд камеры» поворачивается к суше и натыкается на человека. Это и есть главный герой – психолог Крис Кельвин (Донатас Банионис).
Режиссер продолжает здесь творить свой мир – после воды, растений, птиц, чьи голоса мы слышим за кадром, «населяет» пространство фильма и людьми. Можно сказать, что и здесь он следует за библейским мифом о творении и пропускает животных как промежуточное звено (по воспоминаниям оператора Вадима Юсова, среди прочего в фильме «Космическая одиссея» Тарковского возмутила идея происхождения человека от обезьян).
Крис кажется отрешенным, никак не реагирующим на окружающую жизнь. При первом просмотре это может показаться странным, однако в кадре есть подсказки, объясняющие его состояние.
5. Загадочная коробка
Это последний вечер Криса на Земле перед полетом в космос. Из-за временнЫх парадоксов, когда он вернется, никого из близких может не оказаться в живых (об этом говорится потом в фильме). Возможно, и это место, где он стоит, вместе с садом и домом, навсегда изменится. Однако он как будто мало переживает из-за этого.
Крис пришел к берегу речки набрать земли, чтобы взять ее с собой в полет для напоминания о родной планете и вдруг о чем-то задумался. Ключ к его состоянию – именно коробка в руке. Она явно служит для хранения медицинских инструментов. Скорее всего, шприцов. Как знают все, кто знаком с сюжетом, жена Криса – Хари – когда-то убила себя после ссоры с ним, вколов себе препарат, по неосторожности оставленный Крисом. Он мог бы тогда предотвратить это самоубийство, если бы переступил через свою гордость и позвонил ей. Но он этого не сделал. То, что он держит в руке – причина гибели его любимой жены (ну, или очень похожая на ту коробка). На нем лежит печать неискупленного преступления, которая и делает его нечувствительным к окружающей жизни...
Плёнки и винил (с)