Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Несказочные сказки Александра Птушко


Несказочные сказки Александра Птушко

Сообщений 1 страница 10 из 13

1

Александр Птушко / Острова / Телеканал Культура

Александр Птушко был удивительным режиссером, блестящие находки и изобретения которого до сих пор радуют зрителей. Уолт Дисней, посмотрев фильм Александра Птушко "Новый Гулливер", прислал ему телеграмму: "Ради Бога, приезжайте. Я дам Вам любую студию".


Александр Птушко / Острова / Телеканал Культура

Несказочные сказки Александра Птушко

Документальный проект, главная тема которого – творчество как драма идей, тесно переплетенная с драмами человеческими. Авторы проекта – Виталий Трояновский и Ирина Изволова. "Острова" – телевизионный документальный цикл (производство Студии документального кинопоказа телеканала "Культура"), который с января 2000 года выходит на телеканале "Россия К".

Елена Саканян, Алексей Погребной, Майя Меркель, Александр Жуковский, Марина Разбежкина, Семен Райтбурт – имена героев первых выпусков "Островов" были не слишком известны за пределами профессионального кинематографического круга. По первоначальному замыслу каждый новый выпуск должен был стать для зрителя открытием нового "острова", обладающего своей суверенной территорией в искусстве и, как правило, непонятого или обойденного всеобщим вниманием.

Известность, когда она освещает образы людей уже ушедших от нас, нередко бывает всего лишь формой забвения. Второстепенные биографические факты, лежащие на поверхности житейские мотивы нередко заслоняют глубинную и всегда неповторимую взаимосвязь творческого дара и судьбы выдающегося художника. "Острова" устроены иначе. Эти фильмы задают вопросы, но не ищут простых ответов, не просвещают и не пытаются объяснить необъяснимое. Их цель – не исследование прошлого, а живое присутствие в нем. Отсюда – отказ от всякого авторского комментария. Говорят документы и книги, кадры из фильмов и сами герои – персонажи истории, которые в определенном смысле "рассказывают сами себя".

0

2

Новый Гулливер

Несказочные сказки Александра Птушко

Ну кто не помнит советские фильмы-сказки? Кому не знакомы имена наших главных кино-сказочников, Птушко и Роу? Да наверняка у многих, именно с советских сказок, увиденных в далёком детстве, началась любовь к кино вообще! Мне тут захотелось вспомнить какую-нибудь из таких картин детства. Первой на ум почему-то пришла старейшая лента, — аж 1935 года, — «Новый Гулливер» Александра Птушко.

Да, это Вам не «Три богатыря и Шамаханская царица», не «Шрек», и даже, прости Господи, не «Аватар». Да, этой ленте более семидесяти пяти лет. Да, она чёрно-белая. Да, в ней есть такие старомодные персонажи, как пионеры и пролетарии. Да, разумеется, в ней много идеологии, в том числе, в виде маршевых песен про «детей народа» и «мир труда». И да, картина эта прекрасна, смотреть её — одно удовольствие.

Какое 3D, какая графика, и что вообще такое компьютер?! Перед Вами один из первых в истории полнометражных объёмно-мультипликационных фильмов, то есть такой, где полноправными персонажами выступают куклы. Куклы здесь не просто двигаются и разговаривают, они ещё и танцуют, и поют, и дерутся, и даже умирают, и даже… устраивают революцию! А ещё их здесь очень много, — говорят, около 1500 персонажей, — и все они разные, со своей индивидуальностью, что называется. Эти персонажи составляют свой уникальный мир, весьма похожий, кстати, на наш, человеческий, с добрыми, и злыми, с угнетателями, и угнетаемыми, с обидчиками, и защитниками, с реакционерами, и революционерами, ну и так далее. Одним словом, это уменьшенная модель мира, капиталистического мира.


НОВЫЙ ГУЛЛИВЕР (советский фильм для детей)

В основе сюжета ленты лежит всем известная часть классического романа Джонатана Свифта, рассказывающая о приключениях Гулливера в Лилипутии. Совершенно восхитительным образом история XVIII века советскими авторами была «обновлена» до советских стандартов 30-х гг. Гулливером, так сказать, новой формации стал пионер Петя Константинов, во сне увидевший себя гостем в стране лилипутов. В Лилипутии, конечно же, угадывается сатира на страны буржуазного Запада. И здесь просто заглядение, какие созданы замечательные, гротескные, порой ужасающие образы. Тут и полоумный монарх, открывающий рот под записанные на пластинку речи. И дерущиеся парламентарии. И кучка мерзких царедворцев, «серых кардиналов», держащих в своих лапах реальную власть. А особенно поражают почерневшие от угнетения пролетарии, живущие и работающие в подземелье на предприятии очень напоминающем Дно из «Метрополиса» Ланга. Все рабочие как один слеплены со знаменитой скульптуры Шадра, и тут уж остаётся только гадать, что имели ввиду авторы, то ли коллективизм, то ли обезличенность класса. Ну и конечно же, очень мил сам Петя Гулливер-Константинов. Просто прекрасны эти его пылкие и наивные: «Вы всех бьёте, кто на вас работает?», «Пионер… эм… Гулливер не курит и не пьёт!», «Какие мелкие душонки!», и финальное — «Ребята, какие вы большие! Какая жизнь большая!»

Так вот, Гулливер, оказывается не в восторге от образа жизни прогнившей лилипутинской буржуазии. Упадническим слезливым романсам он уверенно противопоставляет пионерские марши, пением которых распугивает всех в округе. В это же самое время угнетённые пролетарии смекают, что Гулливер-то «свой», и решают подключить его к вооруженному восстанию. Кровопролитное столкновение постанцев и царской армии перерастает в революцию. Гулливер топит флот противника, повстанцы взрываю фугасами вражеские танковые дивизии. После безуспешного бегства гибнет царская фамилия и все её приспешники. Власть переходит то ли к народу, то ли к Гулливеру. Последний, во всяком случае, очевидно, возомнив себя вождём свершившейся революции, провозглашает открытие митинга «Свободной Лилипутии». Любопытно, что эти слова поднимают на смех другие пионеры. Одним словом, есть что-то крамольное в этом «Новом Гулливере».

Ну, а если серьёзно, то «Новый Гулливер» — это классическая картина, опередившая своё время, милая, добрая и смешная, заслуживающая того, чтобы её смотреть и пересматривать.

0

3

Золотой ключик

Несказочные сказки Александра Птушко

Именам главных героев: папы Карло, Буратино, Дуремара, черепахи Тортиллы и других персонажей этого произведения суждено было стать нарицательными — столь велика оказалась популярность этой сказки.


Золотой ключик (1939)

Большинству известна экранизация «Золотого ключика» 1975 года, которую снял режиссер Нечаев. При просмотре сразу становится понятно, что сюжет имеет серьезные расхождения с книгой, так как снят всего лишь по мотивам, но фильм это нисколько не портит — это еще одна версия приключений Буратино, и она заслуживает внимания. Кстати, участие в сценарии принимал сам автор книги — Алексей Толстой, а также его жена Людмила Толстая.

Картина любопытна тем, что здесь присутствовали и куклы, и настоящие актеры (вблизи, в основном, использовали кукол, на расстоянии — людей). При этом использовалось визуальное совмещение дальних и ближних планов для того, чтобы убрать разницу в росте — за этим было очень интересно наблюдать.

Лента очень живая — особенно красиво смотрятся сцены на улицах города. Несмотря на черно-белую старую пленку и сказочность происходящего, можно увидеть Италию (так я и не нашла информацию, где конкретно снимали эти кадры). Отличная работа массовки. Также очень понравилась харчевня, которая представляла собой каменное строение с высокими потолками и массивной мебелью — получилось аутентично.

Конечно, невозможно не упомянуть концовку — этот донельзя нелепый выкидыш советской агитки. Просто нужно умудриться было такое придумать и снять. И грустно, и дико смешно от этого. Но, так думаю, это было одним из условий выхода картины — какие времена, такое и искусство.

0

4

Каменный цветок

Несказочные сказки Александра Птушко

Одна из самых красивых сказок советского кинематографа, наполненная запретными темами. Сами посудите, на дворе 1946 год, время расстрелов и репрессий, а в сценарии звучат фразы о том, что с работником ничего нельзя сделать, никакую силу применить, ибо он ценный специалист. Или история отношений зрелой женщины и молодого парня. «Покажи свой Каменный цветок!». Это-то в стране, где секса не было. Жених сбегает со свадьбы — тоже случай редкий, мало описанный в мировой литературе. А эти бесконечные пещеры с красными самоцветами, по которым водила Данилу волшебница? А герой с долотом, бесконечное количество раз вгоняющим его в камень? Какая благодатная почва для фрейдистов!

В избушке на краю леса живут старый мастер малахитового ремесла Прокопьич и его юный ученик Данила-мастер. Однажды юноша слышит легенду про Каменный цветок, которым владеет волшебница Уральских гор Хозяйка Медной горы. Оставив дома любимую девушку Катю, герой идёт на Змеиную горку.


Каменный цветок / The Stone Flower

Фильмы про маньяков — одни из самых притягательных. Не суть важно, охотится ли герой на людей, или одержим работой, или как ненормальный спортом занимается — результат один. Принесите ещё карамельного попкорна. Не меньше завораживает тема любви к обычной девушке. Королевнами-красавицами его соблазняли, все богатства мира ему обещали — а парень, знай себе, о простушке из деревни только и грезит. И не надо ему ничего больше. Любовь, которая больше силы и власти. Бывает же такое!

Вообще, мог бы получиться шикарный фэнтезийный сериал. Хозяйка Медной горы — это же просто Дракула в сарафане! Заманивает в пещерку молодых ребят и превращает их в своих мастеров! Дарю идею.

А ещё этот фильм о вере. Однокоренные слова — вера, верность, доверие. Катенька ждёт своего пропавшего суженого, Данила, закончив работу в горах, рвётся к невестушке, отвергая приставания роскошной женщины, сулящей ему всё радости земной жизни. Молодые люди полностью доверяют друг другу, не сомневаясь, что их ждут и ищут. Жизнеутверждающе.

0

5

Три встречи

Несказочные сказки Александра Птушко

То что могло быть...

Именно в таком императиве смотрится данное кино. С пониманием, что такие взаимоотношения в обществе не являются выдумкой и миражем если бы не — и идёт перечисление целого ряда ошибок и предопределённостей в развитии этого самого общества. Поэтому эмоциональный фон просмотра светло-грустный. Светел он от заявленных на экране смыслов и идей. Грустен от невозможности подправить прошлое и избежать коренного поворота от этих почти утопических отношений или хотя-бы стремления к ним, к современным, сугубо рационально-индивидуально-корыстным, в худшем их проявлении.


Три встречи (1948)

Невозможно не грустить видя как на экране люди участвуют в процессах созидания и чувствуют это, и осознают и с полным пониманием отдаются полностью этому светлому движению. Когда учёные стремятся постичь новое — природу ионосферы — не ради себя в науке, а и для продвижения всего общества в глубь загадок природы. Когда геологи рискуют жизнью не ради премий и воздаяний, а ради понятных и принятых ими на себя целей. Когда местническое отношение к своей должности-работе у супругов-председателей преодолевается осознанным выбором ради некоего обще-общественного понимания целостности и причастности к чему-то большему чем их «хата с краю» в любом из толкований — от личной до обще-колхозной. И все эти светлые порывы возможны без оглядки на поведение и мнения частников-индивидуалистов. Ибо они маргинальны в том обществе, во всяком случае в направленном на воспитание совсем иных отношений искусстве. Особо кинематографически подчёркнута чистота и естественность таких отношений — съёмками природы в её красоте и чистоте без умыслов. И эта естественная чистота перекликается с чистотой помыслов и действий главных героев оставляя ощущение глубины, правдивости и жизненности происходящего на экране. Что подчёркнуто очень красивыми, цветными, видовыми, пейзажными натурными съёмками — на мой взгляд ещё редкими для оснащённости кино-оборудования того времени.

И это образец взаимоотношений в обществе. И к нему необходимо стремиться, не забывая об ошибках допущенных тогда, 70 лет назад, анализируя их — хотя бы и в данном фильме, где для более-менее образованного человека (чего достигли уже-то к 1948 году!) явный перебор в славословии Сталина.

0

6

Садко

Несказочные сказки Александра Птушко

Как гусляр счастье искал. Хроника советской классики. Кино, которое было снято от души и с душой. В описание сайта указано, что «Садко» — это фэнтези. Уважаемые, тогда не существовало такого слова. У нас в стране, по крайней мере. Это сказка. Это былина (тут же, к слову, сказано: «онежская»). В общем, фильм, который стоит посмотреть. То, что было в истоках.


Фильм - сказка «Садко»

«Садко». Это небезызвестная история об одном гусляре, который зарекомендовал себя как искатель счастья. Нынче не жалуют современные зрители фундаментальную классику мирового кино. Итак, гусляр по имени Садко. Сразу же замечу, было странно, когда его имя склоняли по падежам («Садка», «Садку»…).

И вот, молодой (по моим меркам) человек ищет счастья. Не для себя ищет. Для народа! Пускается в странствия за своей мечтой о счастье. За тридевять земель. Но и до его путешествия нужно было зарекомендовать себя. Причём, как меж людей в Великом Новгороде, так и произвести впечатление на глубинную принцессу. Её песня гусляра тронула. Сам же Садко уже, считай, помолвлен с Любавой.

В целом же, фильм немного разбился на эпизоды. Правда, эпизоды эти больше позитивные, нежели никакие. Как Садко набирал команду — это смотрится внушительно!.. Особенно борьба одного потенциального дружинника с медведем!

На самом деле, хочется, чтобы люди не забывали: с чего всё шло. Да и сами былины нынче давно забытый жанр. Кстати. Садко исполнил Сергей Столяров, которого удавалось видеть в другой былине («Илья Муромец»).

Смотрите классику! Может там не суперспецэффекты. Зато смысла побольше, нежели в современном ширпотребе. Наши предки смотрели именно такие фильмы и не жаловались. Стоило мне у отца спросить, видел ли он «Садко, как он вопросом на вопрос ответил: «Это где он под водой на гуслях играл?»…

0

7

Илья Муромец

Несказочные сказки Александра Птушко

Может ли заинтересовать современного зрителя фильм, на всём протяжении которого герои изъясняются исключительно языком былин наподобие «Ах ты волчья сыть, травяной мешок», а вступительная сцена с набегом кочевников на мирное поселение после «Конана-Варвара» и прочих «Волкодавов» успела превратиться в штамп?


Илья Муромец - Фильм-сказка 1956

Может. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть легендарную широкоформатную постановку Александра Птушко, в которой режиссёр, скомпоновав многочисленные былины об Илье Муромце в одну историю и снабдив её великолепной симфонической музыкой, первоклассными для середины 50-х спецэффектами и замечательными актерскими работами (попробуй сыграй, читая весь фильм былинный текст), сумел достойно передать эпический размах кипевших когда-то на просторах Руси кровопролитных битв и сражений русского народа (которого олицетворяет Муромец) с многочисленным и разноликим супостатом (половцы, печенеги или монголы, объединившиеся в одном собирательном образе тугар во главе с Калин-царем).

Уровень спецэффектов в фильме произвёл в своё время настоящий фурор как у нас, так и за рубежом. И хотя, оценивая спецэффекты, нельзя не сделать скидку на 50-е (Змей-Горыныч на веревочках, а также кукольные белки и барабанящие зайцы в наши дни способны лишь насмешить), сцены с Соловьем-разбойником и живым курганом вызывают уважение к их создателям даже сегодня. Кстати говоря, кадры с застилающей горизонт тугарской армией — вовсе не спецэффект с комбинированием ряда планов. Ведь в съёмках было задействовано 106 тысяч солдат! Если я не ошибаюсь, превзойти количество задействованных в массовке солдат удалось с тех пор только Сергею Бондарчуку с его «Войной и миром».

Но ещё большее уважение вызывает большое внимание создателей фильма к всевозможным деталям, из-за чего (не в последнюю очередь) его интересно смотреть до сих пор. Тут и великолепные декорации Киева и лагеря Калин-царя (настоящие, а не нарисованные на картоне), и тщательно проработанные костюмы (князя, богатырей, бояр, тугар), и включение в диалоги различных мало кому известных терминов и прозвищ из былин (а выбрось их режиссёр — кто бы заметил?), и даже пляска тугарской девушки, которая вроде бы и вовсе ни к селу ни к городу, но в настроение фильма ложится просто идеально.

Не сгубили окаянные красен Киев-град! Отстоял народ Русь-землю от погибели!

В начале просмотра язык былин воспринимать сложновато, но замечательные советские актеры оживляют его, наделяя всеми необходимыми интонациями, в результате чего уже через несколько минут его «слушаешь, как мед кушаешь». Эта дивная и богатая речь — исключительно «наш» язык, перевести который на другие просто-напросто невозможно (ну то есть в принципе возможно, но в этом случае герои английской, например, версии заговорили бы, условно говоря, на языке того же «Беовульфа», а в лучшем случае — на языке рыцарских романов, не став бы от этого английскому зрителю ближе). Именно поэтому дубляж фильма для проката в других странах не удался, и англоязычные зрители (в английском прокате фильм шел под названием «The Epic Hero and the Beast», а в американской перемонтированной версии и вовсе назывался «The Sword and the Dragon») отмечали это неоднократно.

0

8

Сампо

Несказочные сказки Александра Птушко

Фильм-сказка по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Народ Калевалы мечтает о волшебной мельнице Сампо, которая без зерна дает и муку, и мед, и соль, и даже золото. Но великий мастер, вековечный кователь Ильмаринен, не может сделать Сампо без небесного огня, украденного Лоухи, владычицей страны чародеев. Коварная Лоухи и сама мечтает заполучить волшебную мельницу. Чтобы заставить Ильмаринена сделать ее для себя, она похищает сестру мастера…


Мосфильм+Суоми-фильм «Сампо» «Sampo» 1958 по мотивам эпоса «Калевала»

Эта история основана на Карело-Финском эпосе Калевала. По сюжету прекрасную Анники похищает злая колдунья Лоухи. Возлюбленный Анники Лемминкяйнен, вместе с её братом Ильмариненом отправляются вызволять бедную девушку. Колдунья готова отдать Анники, если Ильмаринен сделает чудесную мельницу Сампо, которая может делать добывать и изготавливать почти всё от круп до золота. Выделить кого-то из актеров я не могу, так как все они не знаменитые и особо нигде не снимались.

Фильм безусловно о любви. О любви в привычном понимании, о любви к родине, о любви к родителям и детям. А также о том, что выход есть практически из любой ситуации (увидите по сюжету).

У фильма (особенно по тем временам) гигантский бюджет. Эти деньги не были потрачены зря. Звуки метели, пение птиц, замораживание людей и т. п даже сейчас выглядят замечательно и не режут глаз. Особое впечатление на меня произвели костюмы. Они настолько выдержаны в карело-финском стиле, что даже не вериться что это снималось в 20 веке.

0

9

Алые паруса

В небольшом рыбацком поселке отшельниками жили Лонгрен с дочерью. Бывалый моряк оставил службу и один растил маленькую Ассоль. Соседи обходили стороной дом Лонгрена, считая его нелюдимым и злым человеком. Между тем отец с дочерью просто не были похожи на окружающих, но понять это смог лишь один человек. Им оказался отважный моряк Грей, осуществивший заветную мечту Ассоль: с детских лет она ждала человека, который приедет за ней на корабле под алыми парусами…

Несказочные сказки Александра Птушко

Мечты не знают границ


Алые паруса

«Алые паруса» — экранизация одноимённой повести Александра Грина, которая сохраняет свою актуальность по сей день. Не смотря на то, что фильм 1961 года выпуска, а значит является долгожителем, ему удалось практически не состариться. Вроде бы годы должны были оставить на нём свой отпечаток, но, к счастью, у них это не удалось. Если расматривать «Алые паруса» с технической точки зрения, недостатков вроде бы нет, а за сюжет и речи не может быть. Александр Птушко перенёс на экран оригинальный текст почти нетронутым. Лишь изредка можно заметить сцены, которые сценаристы додумали сами. Нельзя сказать, что это как-то повредило фильму, ведь чтоб испортить первоисточник нужно очень сильно постараться, но всё же события, которые не имели место в книге, были явно лишние. Конечно с самой повестью картине не сравниться, но как её киноверсия «Алые паруса» вполне удачны.

История, котороя легла в основу киноленты, на первый взгляд может показаться очень наивной. Так уж получилось, что с каждым годом количество различного рода мелодрам и романтических сказок только ростёт, поэтому удивить современного человека оригинальностью подачи сюжета «Алые паруса» вряд ли смогут. Дело в том, что все разглядывают (особенно девушки) как в фильме, так и книге только любовную сюжетную линию между Ассоль и Артуром Греем, но совершенно не обращают внимания на то, главное место всё-таки отведено не ей. После просмотра картины понимаешь, как действительно важно уметь непросто мечтать, а ещё и верить в вещи, которые могут показаться, на первый взгляд, всего лишь детской фантазией, ведь в один прекрасный день они непременно сбудутся. Ассоль — явное тому доказательство. Ещё будучи девушкой она легко поверила в чудо, которое должно было с ней произойти, и не на миг не теряла надежды, что оно станет явью, даже несмотря на то, что именно из-за этого она прослыла среди горожан полоумной — и это чудо произошло.

Вообще, как-то неправильно считать фильм сказкой, только потому, что в нём есть некоторые её элементы. Как по мне, так только хэппи энд может показаться не совсем реалистичным (да и то лишь человеку с пессимистичными взглядами на жизнь). Зритель должен понять, что счастье не падало девушке на голову с неба, а стало делом рук человека. Финальная речь Грея, которая была заметно сокращена сценаристами, как нельзя лучше подчёркивает тот факт, что благодаря самому человеку любые мечты могут осуществиться. Увы, но картина всё же не избежала влияния советской идеалогии. Кое-что из повести было просто вычеркнуто, а герои выставлены в ином свете. Артур Грей в фильме почему-то похож на какого-то революционера, стоящего на страже интересов пролетариата. Его родители, которые, кстати, очень любили сына, изображены холодными и бездушными аристократами. Видимо советская власть никак не могла позволить, чтоб «буржуи» выступили в качестве положительных героев.

0

10

Сказка о потерянном времени

Несказочные сказки Александра Птушко

Четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость. Но для этого им было необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых безалаберных школьников. Из-за колдовства школьники постарели, а волшебники превратились в детей. Но у превращенных остался шанс — до заката солнца они должны были найти избушку волшебников и перевести стрелки волшебных часов назад…


Сказка о потерянном времени

Произведение Шварца понравилось больше, чем экранизация. Хотя и последняя вышла относительно неплохо. Экранизировать Шварца, наверное, трудно, потому что в его сказках («Сказка о потерянном времени», «Два брата») завораживающая, пугающая мистика, являющаяся изюминкой автора. И хочется видеть её на экране, но понимаешь, что того не произойдёт: вероятно, детей не хотели сильно пугать. А вообще задать более пугающую атмосферу могли, вспомнить хотя бы постановку «Вия».

Мне не понравилась навязчивая подача морали. Песня о том, как надо дорожить временем, раздаётся раза два точно, может, и три, не запомнила. И постоянно звучит: «Время, время…» Как нелепая театральная постановка выглядят фразы прохожих, людей в очереди, учительницы в школе — да практически всех, кто попадается на пути бедному Пете Зубову. И все фразы в духе: «Он совсем не дорожит временем». Не вижу разнообразия героев, проработанности характеров второстепенных персонажей. Роль каждого — поучать Петю.

А это большая ошибка в произведении! Попалась мне однажды статья Нелли Мартовой, в которой раскрывалась суть такой ошибки: читатель должен сам делать выводы (благодаря ярко выраженному конфликту, возникающей ситуации), а не получать всю информацию в готовом виде. Процитирую: «Только представьте себе сказку, в которой Знайка три страницы рассказывает Незнайке, как важно хорошо учиться и трудиться. Какие дети будут это читать?» В данной экранизации все выводы сделаны за нас.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Несказочные сказки Александра Птушко