Звуки музыки / The Sound of Music
Действие фильма происходит в австрийском Зальцбурге накануне Второй мировой войны. Молодая девушка по имени Мария, оставшись сиротой, находит приют в женском монастыре и готовится стать монахиней. Однако в силу своего жизнелюбия ей это удается с трудом, и настоятельница монастыря понимает, что такой путь — не для ее юной послушницы.
Марии предлагают место гувернантки в семье, состоящей из армейского офицера, патриота своего отечества, у которого недавно умерла жена, мать его семерых детей…
Нужно только позволить музыке исцелять сердца…
Можете обвинять меня в дурновкусии, но простенькие песни из «Звуков музыки» мне порой нравятся больше, чем, казалось бы, более сложные из каких-нибудь общепризнанных бродвейских мюзиклов. Есть что-то теплое, легкое во всех этих мелодиях. Пусть они кажутся устаревшими, но ведь не всегда нам следовать современным ритмам. Иногда так хочется просто мурлыкать под нос что-то мелодичное.
Простой, но милый до абсурда сюжет про гувернантку и несостоявшуюся монахиню Марию, влюбившуюся в хозяина дома, дополнен в этой картине далеко не легким в восприятии дыханием времени. Зритель успевает увидеть, понять, испугаться опасности и разрушения, что несет такой режим, но не успевает окончательно перестроиться на серьезный лад. Картину снова наполняет музыка, она снова становится оптимистичной. В этом фильме нет того надрыва, атмосферы ужаса и страха, ощущения безысходности, что присутствовало, например, в «Кабаре».
Фильм явно поделен на две части. Первая — еще светлая, где много смеха, солнца, музыки. Где герои могут позволить себе любить, страдать, мечтать, выбирать. Где самой большой бедой может быть ушибленный пальчик, а будущее для всех кажется безоблачным. Это такой мир обычных людей, нормальный, счастливый мир. В этом мире еще важен характер человека, он — не маленький винтик. Он — живой. Иногда и в этом мире чувствуется приближение беды, но оно мимолетно. Вот паренек, он вроде бы приверженец нацизма. Но через пару минут мы уже видим просто влюбленного мальчика, который использовал телеграмму от рейха как повод. Пока еще не сгустились тучи, пока еще все кажется игрой. Пока еще люди чувствуют себя свободными.
И роль музыки в этой части соответственная. Она звучит, переливается, наполняет все. Она здесь какая-то непосредственная и светлая, настоящая. Герои поют, потому что не могут не петь. Музыка здесь как лекарство, что исцеляет израненные души. Через музыку герои приходят к душевной гармонии. Музыка то свободна, то, наоборот, звучит тяжело — в зависимости от происходящего. Музыка имеет свой характер.
Вторая часть картины иная. Герои меняются. Если первую часть можно условно назвать частью Марии, т. к. именно она играет главную роль, именно ее характеру больше подходит окружающий мир, то вторая часть — часть капитана фон Траппа. В этой части людям запрещено любить, плакать, чувствовать вообще. Здесь на первый план выходят не обычные человеческие терзания, вроде осознания своих чувств. Нет, здесь на первом плане выбор между спокойной жизнью и спокойной совестью. В воздухе разлито напряжение, его практически ощущаешь кожей. Такие родные герои становятся серьезными, Мария отходит на второй план, уступая место фон Траппу и его чувствам и убеждениям. На смену доброжелательным людям, что окружали героев в первой части, приходят какие-то слишком единообразные, слишком отталкивающие, слишком бескомпромиссные персонажи. Даже влюбленный мальчишка теряет свою человечность.
В этой части музыка — лишь инструмент, лишенный души. Вроде герои поют все то же самое, но музыка уже не льется, как родниковая вода. Она звучит тяжело, как загрязненная чадящим заводом река. Музыка будто сама страдает из-за происходящего. Но одновременно с этим, она как бы поддерживает героев. Как бы остается единственным связующим звеном между счастливым прошлым и безрадостным настоящим. Даже нацисты понимают эту ее роль, и пытаются подчинить себе.
Если бы не эта сюжетная линия проникновения влияния фашизма, то фильм был бы обычной карамельной мелодрамой. Но благодаря контрасту с таким непроницаемым мраком, линия семьи фон Трапп выглядит пронзительно и звонко. Музыка здесь — еще один персонаж, умеющий и радоваться, и печалиться вместе с героями. Пусть и в жизни героев наступают сложные дни, фильм все равно остается неисправимо оптимистичным.
Герои в картине довольно простые и понятные. Жизнерадостная и несколько диковатая, но добрая Мария и суровый, страдающий, благородный капитан. Неожиданно здесь то, что Мария — не безукоризненная красавица. Нет, ее красота идет изнутри, и в результате она кажется по-настоящему прекрасной.
Финал картины, такой предсказуемый и неожиданный одновременно, заставляет поверить в то, что главное — не предавать себя, тогда счастье обязательно придет. Именно в финале в картину возвращается свет и красота, а все темное и болезненное ее покидает.
Этот фильм трудно назвать обязательным к просмотру, но он действительно прекрасен. В нем есть и свет, и тьма, и их сопоставление. Зритель успевает и полюбить героев, и страдать вместе с ними. Фильм очень теплый, оптимистичный. Он легкий, но не бездумный. Музыка в картине проста, но приятна слуху. Она из тех, что потом крутится в голове и заставляет улыбаться.