Честь капитана (1982) / L'honneur d'un capitaine
Зачем спорить, когда мнение каждого известно заранее? А они и не спорят, ничего кроме холодного презрения не испытывает майор Гийо к профессору-леваку Поле, который живет в свободной стране и поэтому «он имеет право говорить что хочет», тем более что он это придумал не сам, и значит так все и было. В общем, не о чем тут говорить и некому что-то доказывать.
Именно поэтому, когда вдова капитана Карона Патрисия решает затеять судебный процесс в защиту чести и достоинства мужа, ее от этого отговаривают все, начиная от армии (генералы опасаются недовольства политиков) и заканчивая дядей-адвокатом. Который берется за это дело только после того, как давление собираются оказать уже на него, а он такого терпеть не может, для него это уже вопрос чести, даже при смутных шансах на победу.
В случае поражения в суде, профессор должен заплатить символический один франк. Свидетели защиты – ветераны сопротивления и однополчане. Для них это также вопрос чести, о перспективах победы они не задумываются. Их попросили - они пришли.
Патрисия, ведя расследование, открывает для себя мир, в котором жил муж, которого она фактически не знала: сопротивление, Индокитай, Алжир… До ОАС капитан Карон не дожил, погибнув в бою в Алжире, и ему не пришлось решать – в соответствии со своим пониманием о чести – вопрос, является ли предательство политиков (а это было воспринято именно так) поводом для участия в антиправительственном заговоре. Зато в ОАС был Гийо.
Таким образом, по одну сторону судебного процесса – люди чести, по другую – люди… чего? Идеи? Морали? Об их моральности нам ничего неизвестно, пусть будут людьми идеи. Профессор Поле не маргинал, он – светило юриспруденции, его книги стоят в библиотеке дяди-адвоката Патрисии. Возможно, участвуя в сопротивлении, он даже был герой. Возможно, сейчас он сочувствует сопротивленцам из Алжира, это уже тоже не возбраняется, война все равно проиграна, так что Поле – в отличие от своих оппонентов – в тренде.
Стороны на самом деле не склонны к диалогу, но процедура суда такова, что есть вопросы и ответы. Благо, пока еще есть формальная логика. Победитель в суде будет определен, мнение у каждого все равно останется свое.
Действие разворачивается неспешно, военная сторона показана со знанием дела, прежде всего как работа, а не как аттракцион. Карон работает хорошо. Нет, это даже близко не сержант Барнс из «Взвода» – просто хорошо работает, что и показано. Что касается идей профессора Поле – знаете, нету необходимости в этом споре, правда. Но если у уважаемого суда есть вопросы – свидетели на них ответят. Да, когда будет необходимо, Гийо соврет суду. Потому, что он – человек чести. Патрисии, которая и заварила волей режиссера (он же сценарист) всю эту кашу, в финале есть, над чем подумать.
Честь капитана (L'honneur d'un capitaine, 1982), режиссер Пьер Шёндёрффер.