Цикл «Кремастер» / The Cremaster Cycle
Аамбициозный проект из пяти фильмов "Кремастер"' стал вершиной художественного творчества Барни и вывел известного в узких кругах нью-йорской богемы художника-концептуалиста на уровень лидера свременного визуального искусства. Приз компании "Хуго Босс", который он получил в 96-м году, позволил ему вывести свою, начавшуюся вполне скромно, затею на высочайший технологический уровень. Поздние части "Кремастера" (цикл был начат четвертым фильмом и завершен третьим) отличаются от ранних постановочным размахом, участием звезд и сложнейшим саундтреком. Создававшиеся в разных финансовых условиях части "Кремастера" могут показаться неравноценными, а сам цикл, с его несколькими вступлениями и финалами, эклектичным. Но при подробном рассмотрении понимаешь что это вовсе не так и повестованию свойственна удивительная цельность - цельность фантазийно-богатого и предельно субъективного художественного проекта.
Работа достаточно абстрактная, не зная задумки, догадаться не просто о чем речь, разве что на интуитивном уровне. Работа была снята на видео, всего используется три объекта — два дирижабля и стадион, большего вы не увидите. Звука нет, движений минимум, цвета минимизированы так же, мужчин в кадре нет, сюжетности тоже никакой, потому что это больше напоминает абстрактную картину, снятую на пленку, о кино в классическом понимании нет никакой речи.
Для обычного зрителя, я так полагаю, это будет полным бредом. Два парящих дирижабля, в каждом по 4 стюардессы с холодными взглядами в строгих костюмах сидят каждая у окна, иногда прохаживаясь к столу, покуривая, медленно передвигаясь. На столе одного дирижабля красный виноград, уложенный гроздьями, на столе второго все то же самое, но зеленый. Все симметрично — расположение стюардесс, движение камеры при наезде на точку в ночном небе между двумя дирижаблями, различные планы стадиона. Во всем есть символичность, ее можно разгадывать, можно наслаждаться тихой красотой симметрии, хоть и не столь явной. На стадионе выкладывают различные фигуры девушки в розовых платьях, улыбаясь и упорядоченно двигаясь.
Здесь важно то, что Барни в свои работы вкладывает не только идеи метафоричности и образности, но завязывает все на теме человека, на биологии, рождении, созревания плода в утробе матери. Это будет являться одной из главных мыслей всего цикла.
Притягивает в первую очередь загадочность происходящего, если изначально смысл неизвестен, размеренность передвижений, некоторая унылость и внешняя бесполезность и идиотизм происходящего. Но это все поверхностное отторгающее ощущение, переступив которое можно обнаружить много интересного. Но такие вещи смотреть все-таки более необходимо, и будет интересно тем, кто исследует, а не ищет наслаждений. Ну и к кино отношения никакого не имеет. Другое искусство.
Отличная задумка и интересная реализация темы биологичности организма в метафорах на камере.


и сопутствующими событиями, создатели очень доходчиво продемонстрировали зрителю всю алчность, подлость, лицемерие современного общества, его с одной стороны изменчивость и умение людей искать истину, а с другой стороны — неизменность людской натуры, что просто потрясающе демонстрирует последняя сцена, когда люди, получив эфимерную надежду заполучить супер-ресурс, начинают, будучи секунду до этого союзниками, беспощадно друг друга уничтожать, рвать как стервятники, желая первыми заполучить тушу. Особенно досталось Америке, «Железное небо» без устали жёстко троллит над звёздно-полосатой страной, открыто высмеивая её принципы и подходы, которые известны ещё со времён, когда американские поселенцы несли демократию коренным индейцам с помощью одеял, заражённых оспой и до последних событий в Ливии, куда Америка тоже принесла свободу и счастье людям, имевшим один из лучших уровней жизни и бензин по 10 центов, разрушив всю страну и сделав топливо в сорок раз дороже. Все об этом знают, но никто же официально об этом не заявит. А Тимо Вуоренсола очень ненавязчиво, пусть местами очень наивно, но всё же — очень громко об этом сказал на весь мир своим фильмом, за что уже достоин уважения. 







